Образовательная организация принимает локальные. Методические рекомендации «Роль локальных актов образовательной организации в решении вопросов профилактики детского травматизма. Роль локальных актов образовательной организации в решении вопросов профилак

1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Комментарий к Ст. 30 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новой для отечественного образовательного законодательства. Отдельное упоминание о локальном нормотворчестве образовательных организаций содержал Закон N 3266-1, однако данные положения носили эпизодический характер и были "разбросаны" по отдельным статьям нормативного акта.

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет правомочие образовательной организации на принятие локальных нормативных актов. В компетенции образовательного учреждения, а в его лице выступают в различных комбинациях учредитель, совет образовательного учреждения, педагогический совет, попечительский совет, родительский комитет, объединения обучающихся, иные органы управления образовательной организацией при их наличии, находятся педагогический, воспитательный процесс, права и обязанности обучающихся, регламентация и оформление договорных взаимоотношений образовательной организации, взаимоотношения администрации учебного заведения и общественных организаций, объединений обучающихся, создание и функционирование хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности и некоторые другие вопросы. Компетенция образовательной организации определена .

Более того, акты локального регулирования, поскольку отношения, складывающиеся в сфере образования, носят комплексный характер, регулируют отношения в сфере социальной защиты, бюджетного финансирования, налогового обложения, труда.

Наличие и качество уставных и иных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации, является критерием оценки эффективности работы государственных образовательных учреждений.

Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет определенный перечень вопросов, по которым образовательная организация вправе принять локальные нормативные акты, а иногда и обязана это сделать.

Обязательным является принятие устава образовательной организацией, правил приема в образовательную организацию, положения о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации или бюджетной сметы образовательной организации, положения о формах получения образования (экстернат, самообразование по индивидуальным программам, положение о семейном образовании, положение о свободном посещении учебных занятий и др.).

В рамках локальных нормативных актов должны быть урегулированы вопросы участия обучающихся в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов; порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации; предоставления обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилого помещения в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций; порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения; порядок бесплатного пользования библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности.

В рамках подзаконных нормативных актов и инструктивных писем Минобрнауки России разрабатывает примерные перечни локальных актов образовательного учреждения, например, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования*(34), те акты, в которые потребуется вносить изменения в связи с использованием электронного журнала*(35).

Порядок принятия локальных нормативных актов устанавливается уставом образовательной организации.

Законодатель, обеспечивая демократичный порядок создания локального акта и соблюдая нейтралитет образовательной организации во внутренних делах, создает некий механизм "сдержек и противовесов" внутри учебного заведения в виде различных органов управления и самоуправления, устанавливая обязательность их участия при принятия решений, тем самым инициируя процессы внутреннего контроля и согласуемости предпринимаемых действий и актов.

Предметом внимания в судебном порядке несоблюдение процедуры принятия локального акта становится только в контексте рассмотрения дела по иным основаниям*(36), если это имеет существенное значение для правильного разрешения дела судом.

Мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, как правило учитывается путем включения в общее собрание представителя (руководителя) совета обучающихся, родителей, представительного органа обучающихся.

Участие представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) при принятии локального акта определяется, как правило, коллективным договором, соглашениями. Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (ст. 372). Работодатель направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, который не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Мнение представительного органа работников учитывается при реорганизации или ликвидации организации; введении технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников, формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении порядка проведения аттестации, при установлении системы оплаты труда, конкретных размеров повышения оплаты труда, форм расчетного листка, применении системы нормирования труда, при введении, замене и пересмотре норм труда, утверждении правила внутреннего трудового распорядка, наложении дисциплинарного взыскания.

Пункт 4 комментируемой статьи повторяет соответствующее положение, закрепленное в ст. 8 Трудового кодекса РФ . В тех случаях, когда нормы локального акта ухудшают положение работников или снижают уровень гарантий по сравнению с установленным образовательным или трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, они не подлежат применению. Применяются нормы соответственно образовательного законодательства либо трудового законодательства, а такой акт подлежит отмене. В случае несогласия работодателя - в административном или судебном порядке.

Образовательные организации должны формировать открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивать доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

Перечислим основные нормативно-правовые акты в сфере образования, которые предъявляют требования к официальным сайтам образовательных организаций:

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда» (ч. 6 ст. 15. «Результаты проведения специальной оценки условий труда»), указывает на то, что «работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников , на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда». Таким образом, на официальном сайте любой организации должены быть размещёны документы:

Протокол сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда ;

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Важно! Во всех федеральных документах системы образования, которые регламентируют размещение на официальном сайте необходимой информации (включая документы), сказано, что на сайте допускается наличие и иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из этого следует, что если каким-либо распорядительным актом вышестоящая организация предписывает размещение той или иной информации (включая документы), то это должно быть выполнено с соблюдением требований федерального законодательства (особенно это касается требований Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Помните! Образовательная организация обновляет на официальном сайте необходимые сведения (включая поименованные документы обязательного перечня), не позднее 10 рабочих дней после их изменений. Данное требование зафиксировано в федеральных документах.

В следующей публикации мы рассмотрим вопрос ответственности, которая грозит физическому, должностному и (или) юридическому лицу, если на официальном сайте будет отсутствовать необходимая информация (включая документы) или размещены недостоверные сведения.

Роль локальных актов образовательной организации в решении вопросов профилактики детского травматизма

Пояснительная записка

Локальный акт представляет собой основанный на нормах законодательства правовой документ (акт), принятый в установленном порядке компетентным органом управления организации и регулирующий внутриорганизационные отношения.

В соответствии со статьями 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её Уставом.

Цель данных методических рекомендаций – помочь администрации образовательных организаций и педагогическим работникам, ответственным за профилактику детского травматизма, создать локальные акты, которые помогут обеспечить создание безопасных условий в образовательной организации и проведение профилактической работы по предотвращению несчастных случаев среди обучающихся.

Понятие локального акта

Основным предназначением локального акта является детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной образовательной организации с учётом особенностей и специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий.

Локальный акт должен воплощать в себе следующие признаки:

1. Локальный акт регулирует отношения только внутри отдельной организации. «Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её уставом» (п. 1 ст. 30 № 273-ФЗ). Локальные акты не могут регулировать отношения, складывающиеся вне образовательной организации.

2. Локальный акт разрабатывается с учётом законов и подзаконных актов Российской Федерации, региона, а также правовых нормативных актов органов местного самоуправления.

3. Локальный акт образовательной организации – это официальный правовой акт, письменный документ, который должен иметь все необходимые реквизиты: наименование, дату издания, регистрационный номер, подпись уполномоченного лица, виды согласования, печать образовательной организации (при необходимости).

4. Для разработки и принятия локального акта необходимо привлекать всех субъектов образовательных отношений, что позволяет сформировать высокую культуру их выполнения.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) (п. 3 ст. 30 № 273-ФЗ). Разграничение полномочий между участниками образования определяется Уставом.

Виды локальных актов

Видов локальных актов достаточно много, для удобства их можно классифицировать по следующим критериям:

1) по степени значимости:

– обязательные – состав таких локальных актов определен трудовым и гражданским законодательством. Трудовой кодекс РФ, закон «Об образовании в Российской Федерации» содержат прямое указание на принятие подобных документов (например, ст. 189 и 135 ТК РФ, ст. 52 ГК РФ, ст. 30 закона «Об образовании в Российской Федерации»);

– необязательные – такие документы прямо не предусмотрены законодательством, организация принимает локальные акты по своему усмотрению (например, Положение об организации детского отдыха);

2) по сфере действия:

– общего характера, распространяющиеся на всю организацию (например, Правила внутреннего трудового распорядка);

– специального характера, касающиеся отдельных вопросов (например, Положение о структурных подразделениях, Положение о специализированных кабинетах);

3) по кругу лиц:

– распространяющиеся на всех работников организации (например, Правила внутреннего трудового распорядка);

– распространяющиеся на определённую категорию участников правоотношений(Правила поведения обучающихся в образовательной организации).

Индивидуальные локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и рассчитаны на однократные применения. Например, приказы о наложении взыскания, о поощрении и т. д.;

4) по сроку действия:

– неоднократное и длительное (до замены, применения, признания не действительным) применение (например, Устав образовательной организации, должностные инструкции работников, положения об органах управления, структурных подразделениях и т. д.);

– с определённым сроком действия (например, график дежурства).

Локальные акты образовательной организации издаются (принимаются) в разных формах (постановление, приказ, решение, инструкция; положение, правила) и могут регламентировать самые разные стороны жизни образовательной организации (Приложение № 1).

Принципы издания локальных нормативных актов:

1. Законность. Локальные нормативные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, актам органов местного самоуправления.

2. Обоснованность. Образовательная организация должна разрабатывать только те локальные нормативные правовые акты, которые необходимы и (или) обязательны (принятие которых обязательно в соответствии с законодательством).

3. Демократизм. Группа разработчиков акта должна включать различных представителей участников образовательных отношений, заинтересованных в его принятии, формироваться с учётом профессионализма и опыта кандидатов.

4. Системность. Данный принцип требует, чтобы локальный нормативный акт был органически связан с другими локальными нормативными актами образовательной организации, не дублировал норм уже имеющихся актов, не содержал пробелов и противоречий.

Структура и содержание локальных нормативных актов

Структура и содержание локальных актов зависят от круга вопросов, в отношении которых необходимо принятие таких актов.

Условно структуру локальных актов можно разделить на следующие части:

– общие положения: перечень регулируемых вопросов; нормативные правовые акты, в соответствии с которыми локальный акт принимается; категории лиц, подпадающих под действие локального акта;

– основная часть: права и обязанности работника и работодателя, администрации, педагогического коллектива и обучающихся и их родителей; процедуры, не определённые законодательством; действия сторон, сроки, ответственность и пр.;

– заключительные положения: время вступления локального акта в силу, перечень локальных актов или отдельных положений, прекращающих действие с принятием нового акта.

Локальные акты могут содержать приложения, касающиеся вопросов, отражённых в этих актах.

При написании текста локального акта следует руководствоваться нормами «Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003».

Разработка локальных нормативных актов

Порядок разработки локальных актов законодательно не установлен, поэтому организация определяет его самостоятельно.

Условно порядок разработки локальных актов можно разделить на следующие стадии:

1. Определение вопросов, по которым требуются разработка и утверждение локального акта. На практике такая потребность выявляется в ходе совещаний, собраний, заседаний педагогического совета.

2. Определение этапов и сроков разработки локального акта. На практике руководитель устанавливает их при обсуждении вопросов, в отношении которых требуются разработка и утверждение локального акта.

3. Создание рабочей группы по разработке локального акта. Такая группа может состоять из представителей администрации, педагогического коллектива, родительского комитета, общественного совета, ученического совета.

4. Подготовка проекта локального акта.

5. Согласование проекта локального акта. На данном этапе проект необходимо согласовать с участниками рабочей группы и другими заинтересованными лицами.

Например, в организации возникла проблема, связанная с объёмом полномочий дежурного администратора и дежурного учителя. В этом случае целесообразно разработать и принять должностные инструкции дежурного администратора и дежурного учителя.

Ознакомление субъектов правоотношений с локальными нормативными актами

Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работники должны быть ознакомлены под роспись со всеми локальными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в местах, доступных для детей и их родителей, вывешиваются тексты Уставов, правил внутреннего распорядка организаций.

Если локальный акт касается обучающихся, их родителей, он должен быть доведён до их сведения. Целесообразно знакомить обучающихся и их родителей с локальными актами при поступлении в образовательную организацию, на общем или классном собрании. Если обучающийся и его родитель в своём заявлении или иным образом сообщили свой электронный адрес, то можно направить текст локального акта по электронной почте. Такой локальный акт должен быть размещён на доступном для прочтения стенде в доступном формате, в сети «Интернет».

Подтвердить факт ознакомления работников с локальными актами можно несколькими способами:

1. Подписью лица на листе ознакомления. Также должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и дата ознакомления. Этот лист прилагается к каждому локальному акту, нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица.

2. Подписью лица на отдельном документе – журнале ознакомления работников, обучающихся и их родителей с локальными актами. В отличие от листа ознакомления этот журнал предусматривает возможность ознакомления с несколькими локальными актами.

3. Подписью лица на листе ознакомления, являющемся приложением к трудовому договору, к материалам личного дела обучающегося.

Изменение локальных нормативных актов

Образовательная организация вправе вносить изменения в локальные акты:

– в связи со вступлением в силу либо изменением законодательства в сфере образования, закона или другого нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения;

– по собственному усмотрению. В этом случае важно, чтобы принимаемые локальные акты не ухудшали положения работников, обучающихся, их родителей по сравнению с трудовым законодательством, законодательством в сфере образования, коллективными договорами, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный акт разрабатывался и утверждался первоначально.

Отмена локальных нормативных актов

Основаниями для прекращения действия локального акта или отдельных его положений являются:

– истечение срока действия (такая ситуация возможна, если при разработке локального акта был определён период его действия);

– вступление в силу закона или другого нормативного правового акта регулирующего правоотношения в сфере образования либо содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с действовавшим локальным актом.

Размещение материалов на официальном сайте образовательной организации

Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обеспечивает открытость и доступность:

1) информации:

а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и её филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;

б) о структуре и об органах управления образовательной организации;

в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счёт средств физических и (или) юридических лиц;

д) о языках образования;

е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии);

ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии);

з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

а) устава образовательной организации;

б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утверждённого в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;

д) локальных нормативных актов, предусмотренных ч. 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;

3) отчета о результатах самообследования;

4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчётов об исполнении таких предписаний;

6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации, и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принятие локальных актов не является сверхсложной процедурой, но является возможностью предупредить или преодолеть трудности, возникающие в результате взаимоотношений участников образовательного процесса, предотвратить несчастные случаи с обучающимися, педагогическими работниками и сотрудниками образовательной организации.

Локальные акты стабилизируют отношения, исключают споры, нарушения, помогают управлять, строить отношения цивилизованным образом, помогают принимать участие в законотворчестве.

Литература:

1. Болотова, Е. Л. Педагогическая деятельность в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» / Е. Л. Болотова // Народное образование. – 2013. – № 6. – С. 44–52.

2. Вавилова, А. А. Изменение правового регулирования в сфере образования / А. А. Вавилова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2013. – № 2. – С. 5–17.

3. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / А. В. Коптелов, М. И. Солодкова и др. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 132 с.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся».

5. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016).

6. «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003» (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст).

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Приложение № 1

Формы локальных актов

Постановление – локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления образовательной организации.

Приказ – локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) локальный акт, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных задач, стоящих перед образовательной организацией. Например, приказы об утверждении правил внутреннего распорядка школы, правил внутреннего распорядка обучающихся. Как правило, приказами утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.

Решение – локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, их законных представителей) для реализации права на участие в управлении образовательной организацией. Например, решение педагогического совета, решение общего собрания.

Положение – локальный нормативный акт, устанавливающий правовой статус органа управления образовательной организации, структурного подразделения образовательной организации или основные правила (порядок, процедуру, регламент) реализации образовательной организацией какого-либо из своих правомочий.

Инструкция – локальный нормативный акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности, безопасные приемы работы. Наиболее распространенные виды инструкций – должностные инструкции работников образовательной организации, инструкции по охране труда и технике безопасности.

Правила – локальный нормативный акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности образовательной организации и всех участников образовательной деятельности. Примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка, правила внутреннего распорядка обучающихся.

Приложение № 2

Примерный перечень локальных нормативных актов образовательных организаций, связанных с вопросами профилактики несчастных случаев и травматизма в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

1. Правила внутреннего трудового распорядка обучающихся (в том числе требования к одежде) – подпункт 1 пункта 3 статьи 28: к компетенции образовательной организации относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся.

2. Правила внутреннего трудового распорядка – подпункт 1 пункта 3 статьи 28: к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка правил внутреннего трудового распорядка.

3. Положение об организации научно-методической работы – подпункт 20 пункта 3 статьи 28: к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров.

4. Положение об организации консультационной, просветительской деятельности, деятельности в сфере охраны здоровья и иной не противоречащей целям создания образовательной организации деятельности – пункт 5 статьи 28: образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время.

5. Режим занятий обучающихся – пункт 2 статьи 30: образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие режим занятий обучающихся.

6. Положение о применении к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания (на основе порядка, установленного федеральным органом исполнительной власти) – пункты 4–12 статьи 43: за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

7. Требования к одежде обучающихся (п. 18 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» и Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»).

8. Положение о сайте образовательной организации. Обязанность образовательной организации ведения официального сайта в сети «Интернет» закреплена п. 21 ст. 28 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Перечень информации, обязательной для размещения на сайте, содержится в п. 2 ст. 29 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

9. Режим занятий обучающихся (п. 2 ст. 30 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ») – утверждается руководителем образовательной организации. Устанавливает режим проведения занятий (время и длительность урока, смены). Может предусматривать ответственность за опоздание (как за нарушение режима занятий) или за прогул.

10. Положение о порядке применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания (ст. 43 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Определяет обязанности обучающихся, за неисполнение которых к могут применяться меры дисциплинарного взыскания. Положение определяет порядок применения взыскания, документальное оформление взыскания, возраст, с которого может быть применена конкретная мера взыскания, перечень этих мер, порядок обжалования решений о применении дисциплинарного взыскания.

11. Должностные инструкции работников образовательной организации.

Должностные инструкции представляют собой подсистему локальных правовых актов образовательной организации. Они позволяют осуществлять контроль деятельности сотрудников школы в соответствии со штатными должностями.

Должностные инструкции разрабатываются администрацией образовательной организации, подписываются работником и утверждаются руководителем учебного заведения.

Для организационного обеспечения формирования информационного ресурса (сайта) образовательной организации и своевременного обновления информации в образовательной организации должны быть приняты локальные акты, обеспечивающие работу указанных подразделений организации и их специалистов.

Приложение № 3

Примерный перечень локальных актов, создание которых будет способствовать профилактике несчастных случаев и детского травматизма в образовательной организации

1. Положение о режиме занятий обучающихся.

2. Положение о требованиях к одежде и внешнему виду обучающихся.

3. Положение о дежурном администраторе.

4. Положение о дежурном учителе.

5. Положение о дежурном классном руководителе.

6. Положение о дежурном классе.

7. Положение о правилах безопасности в кабинетах повышенной опасности.

8. Положение о соблюдении мер безопасности при проведении спортивных мероприятий, экскурсий, туристических походов, нахождении на спортивных площадках.

9. Положение о мониторинге работы образовательной организации по профилактике детского травматизма.

10. Положение о расследовании и учёте несчастных случаев с обучающимися.

11. Правила поведения обучающихся.

12. Правила о поощрениях и взысканиях обучающихся.

13. Правила организованной перевозки группы детей автобусами.

14. Правила безопасности занятий физической культурой и спортом в общеобразовательной организации.

15. Требования к организации и проведению автобусных экскурсий для обучающихся.

16. Требования, предъявляемые к обучающимся и учителям при проведении уроков и учебных занятий.

17. Порядок учёта посещаемости уроков обучающимися.

18. Приказ «О назначении лиц, ответственных за организацию безопасной работы в образовательной организации».

19. Планы по всем направлениям профилактической работы:

– план работы образовательной организации по профилактике детского травматизма;

– план мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

– план работы образовательной организации по профилактике детского травматизма на уроках физической культуры.

Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и принимает локальные нормативные акты , содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, а кроме того, как работодатель , принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения, в пределах своей компетентности в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Предлагаем Вашему вниманию фрагмент семинара « Требования ФЗ „Об образовании в Российской Федерации“ к уставу и локальным актам». Проводит Алексей Иванович Ломов, почетный работник общего образования РФ, Заместитель главного редактора журнала «Практика административной работы в школе», эксперт информационного портала 273-ФЗ.рф

Видео (7 мин.) можно развернуть на весь экран!

Для обеспечения легитимности локальных актов при их принятии необходимо строго соблюдать следующие принципы:

· никто не может быть ограничен в своих правах и свободах, предоставленных действующим законодательством и нормативными актами муниципального уровня (ст. 55 Конституции РФ);

· любые локальные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей), работников ОО не могут применяться, если они не представлены для всеобщего ознакомления (не доведены до их сведения) (ст. 15 Конституции РФ);

· осуществление прав и свобод обучающихся, их родителей (законных представителей), работников ОО не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ);

· все равны в пользовании правами и свободами и несении обязанностей (ст. 19 Конституции РФ);

· при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права работников, в порядке и в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, необходимо учитывать мнение представительных органов работников ОО (при их наличии) (ч. 4 ст. 30 Закона);

· при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, необходимо учитывать мнение совета обучающихся и совета родителей (при их наличии) (ч. 4 ст. 30 Закона);

· нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании и трудовым законодательством (ч. 4 ст. 30 Закона).

Законодательно установленных требований к оформлению локальных актов не существует , несмотря на наличие ГОСТ Р 6.30−2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 3 марта 2003 г. № 65-ст, поскольку он носит рекомендательный характер. Поэтому при оформлении школьной документации достаточно стремиться к тому, чтобы не допускать противоречий с требованиями этого ГОСТа. Единого перечня ЛНА, которые обязательно должны быть в каждой ОО, нет и быть не может!

Среди локальных нормативных актов (далее — ЛНА), которые должны или могут быть в ОО, можно выделить 3 группы:

1) ЛНА, вид и название которых закреплены законодательно, и которые обязательно должны быть в каждой ОО;

2) ЛНА, которые должны регламентировать предписанные законодательно процедуру, порядок, правила и т. п. , вид, название и количество которых ОО определяет самостоятельно;

3) ЛНА, наличие которых не предписано никакими законодательными актами, наличие которых ОО определяет самостоятельно в силу своей автономии (ч. 1 ст. 28 Закона).

К первой группе ЛНА относятся:

К третьей группе можно отнести, например, ЛНА, регламентирующие:

· порядок использования печатей (если в ОО их имеется несколько);

· создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся;

· работу органов управления ОО;

· работу объединений обучающихся;

· работу объединений работников;

· работу объединений родителей (законных представителей) обучающихся;

· организацию проведения различных мероприятий.

Таким образом, единого перечня ЛНА , которые обязательно должны быть в каждой ОО, нет и быть не может!

Каждая ОО самостоятельно определяет перечень ЛНА, регламентирующих ее деятельность , исходя из своих особенностей. Главное, чтобы этот перечень был достаточным, то есть обеспечивающим нормативно правовую регламентацию всех направлений деятельности ОО.

1. Локальный нормативный акт образовательного учреждения - это документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления (должностным лицом) образовательной организации и регулирующий трудовые, образовательные и иные отношения в рамках данной образовательной организации.

Следует учитывать, что нормативными признаются такие документы, которые устанавливают, изменяют или отменяют правила поведения. Поэтому, если в локальном акте (например, в правилах внутреннего трудового распорядка) просто повторяются нормы, которые уже закреплены в Трудовом кодексе РФ, то такой документ не является локальным нормативным актом (по сути - это какой-то информационный бюллетень).

Другой пример - правила приёма обучающихся. Этот локальный нормативный акт обязателен для всех типов образовательных организаций. Однако не нужно копировать министерские документы. В правилах приёма в конкретное образовательное учреждение нужно регулировать те моменты, которые не затронуты федеральным нормативным правовым актом (например, отношения по приёму на обучение по дополнительным образовательным программам или регламент предоставления документов: кому, в какие часы, в какой кабинет и т. д.).

Часто встречается вопрос: нужно ли перечень локальных нормативных актов закреплять в уставе образовательного учреждения? Такое требование в российском законодательстве отсутствует и решение по этому вопросу руководитель принимает самостоятельно. Вместо поименованного перечня, целесообразно закрепить в уставе виды локальных нормативных актов, которые могут быть приняты в образовательном учреждении (положение, инструкция, приказ и т. п.).

2. В соответствии с частью первой статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об образовании) локальные нормативные акты должны соответствовать:
– Конституции Российской Федерации;
– Закону об образовании;
– другим федеральным законам;
– иным нормативным правовым актам РФ (постановлениям Правительства, приказам Минобразования и др.);
– законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которые содержат нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 частью 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» при разработке локальных нормативных актов необходимо руководствоваться муниципальными актам, принятыми в сфере образования.

3. Локальные нормативные акты не только регулируют деятельность образовательной организации, но и являются способом оценки деятельности конкретного учреждения контролирующими органами. Например, Минобрнауки в одном из своих писем указало, что критерием готовности образовательного учреждения к введению ФГОС является наличие локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения.

В соответствии с требованиями ст. 29 Закона об образовании копии локальных нормативных актов необходимо разместить на официальном сайте образовательного учреждения. При этом действует презумпция достоверности и актуальности выложенных на сайте документов. Таким образом, органы, осуществляющие контроль (надзор) в отношении образовательной организации, имеют возможность в любой момент ознакомиться не только с перечнем локальных нормативных актов, действующих в учреждении, но и с их содержанием. В результате такой проверки контролирующий орган может инициировать внеплановую проверку образовательной организации.

4. Локальные нормативные акты принимаются органами управления (общим собранием, директором, педагогическим советом и др.) в соответствии с уставом учреждения. Чаще всего используют четыре варианта наделения локального акта юридической силой:
– приказ руководителя;
– приказ руководителя + мнение коллегиального органа управления;
– приказ руководителя + согласие коллегиального органа управления;
– принятие коллегиальным органом управления.

5. Основные правовые нормы, которые регулируют локальное нормотворчество:
– статья 30 Закона об образовании;
– статья 8 Трудового кодекса РФ.

6. Для любой организации необходима система локальных нормативных актов (определённая иерархия), т. е. документы не должны противоречить и дублировать друг друга.

7. Российское законодательство не устанавливает перечень локальных нормативных актов, обязательных (или разрешённых) для той или иной организации. Однако законом могут быть установлены пределы регулирования (например, недопустимость ухудшения положения работников по сравнению с требованиями Трудового кодекса РФ).

Чем руководствоваться образовательному учреждению при разработке перечня необходимых локальных нормативных актов? Принцип, предусмотренный Законом об образовании такой: если в учреждении возникает ситуация, описанная в норме закона, то необходимо принять соответствующий локальный нормативный акт. Например, одна из норм статьи 14 Закона об образовании предусматривает возможность получения образования на иностранном языке в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации. Если учреждение не собирается использовать данную возможность, то и необходимость локального регулирования отсутствует. Подобные нормы имеются в статьях 26, 27, 33, 34, 38, 47, 54 и др. Закона об образовании.

Локальное нормотворчество связано с компетенцией, обязанностями и правами образовательной организации. Поэтому желательно разработать локальные нормативные акты исходя из положений статьи 28 Закона об образовании. Например, пункт 10.1 части 3 статьи 28 относит к компетенции образовательной организации поощрение обучающихся. Реализуя эту норму, целесообразно принять соответствующий локальный нормативный акт (например, положение).

Минобрнауки России рекомендует (письмо от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17) принять локальные нормативные акты, которые, в частности, регламентируют:
1) правила приёма обучающихся;
2) режим занятий обучающихся;
3) формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
4) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
5) организацию питания обучающихся и работников образовательной организации;
6) требования к одежде обучающихся;
7) деятельность общественных объединений учащихся, родителей (законных представителей), осуществляемой в образовательной организации и не запрещённой законодательством Российской Федерации;
8) порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения;
9) основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг;
10) порядок и формы проведения итоговой аттестации (не государственной, а, например, по дополнительным общеобразовательным программам);
11) ведение официального сайта образовательной организации;
12) внутренний распорядок обучающихся;
13) образец справки об обучении или о периоде обучения;
14) образец и порядок выдачи документов об обучении по образовательным программам, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации;
15) порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами ФГОС, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги;
16) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы
17) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
18) зачёт результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (актуально для сетевой формы реализации образовательных программ);
19) пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
20) доступ педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности;
21) пользование педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации;
22) перечень факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

В другом письме (от 12 мая 2011 года № 03-296) Минобрнауки России предлагает принять следующие локальные нормативные акты:
1) положение о группе продлённого дня («школе полного дня»);
2) приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей);
3) положение об организации и проведении публичного отчёта образовательного учреждения;
4) положение об учебном кабинете;
5) положение об информационно-библиотечном центре;
6) положение о культурно-досуговом центре;
7) положение о физкультурно-оздоровительном центре;
8) должностные инструкции работников образовательного учреждения.

При разработке перечня локальных нормативных актов необходимо принимать во внимание нормы ФГОСов. Так, стандарты содержат требования к материально-техническому обеспечению. Поэтому желательно утвердить перечень средств обучения для реализации образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении.

Трудовой кодекс РФ, в отличие от образовательного законодательства, содержит небольшой перечень необходимых локальных нормативных актов (при этом наличие некоторых документов подразумевается):
1) правила внутреннего трудового распорядка;
2) инструкции по охране труда;
3) положение о персональных данных;
4) штатное расписание;
5) график отпусков;
6) положение об оплате труда.

Необходимость принятия локальны нормативных актов может быть обусловлена нормативными правовыми актами, которые не регулируют ни образовательные ни трудовые отношения. Например, Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» требует сформировать и утвердить учётную политику организации; в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» необходимо разработать политику в отношении обработки персональных данных (это необходимо сделать, например, в том случае, когда на сайте образовательной организации размещена форма регистрации или запрашиваются какие-либо данные посетителя сайта); Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возлагает на все организации обязанность разработать меры по предупреждению коррупции, Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена необходимость принятия положения о контрактном управляющем и т. д.

8. Принятие локального нормативного акта требует предварительной подготовки: необходимо продумать структуру документа (цель, мотивы принятия; круг лиц, на которые распространяется нормативный акт; требования; основания требований и др.), нужно предусмотреть последствия принятия акта, учитывая особенности коллектива и отдельных работников, предстоящие расходы, связанные с исполнением акта и т. п.

9. Очень важно, чтобы язык локального акта был понятен работникам организации с различным уровнем образования. В большинстве случаев нормативный акт должен быть написан как бы для 16-летнего подростка: просто, ясно, с минимумом специальных терминов, соответствовать правилам формальной логики.

10. Вносить в локальный нормативный акт какие-либо изменения имеет право только принявший этот акт орган. Например, директор не вправе изменить документ, принятый (разумеется, в рамках своей компетенции) общим собранием коллектива.