Краткое содержание суд над декабрем. 'Суд над Декабрем" план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему. Какие пословицы подходят к сказке «Суд над Декабрем»
Суд над декабрём
Собрались на озере птицы и звери.
Декабрь судить.
Уж очень все от него натерпелись.
- День Декабрь нам сократил, а ночь сделал длинной-предлинной. Засветло теперь и червячка заморить не успеешь. Кто за то, чтоб осудить Декабрь за такое самоуправство?
- Все, все, все! - закричали все.
А Филин вдруг говорит:
- Я против! Я в ночную смену работаю, мне чем ночь длиннее, тем сытнее.
Почесал Ворон коготком затылок. Судит дальше:
- В Декабре скучища в лесу - ничего весёлого не происходит. Того и гляди, от тоски сдохнешь. Кто за то, чтоб Декабрь за скукоту осудить?
- Все, все, все! - опять закричали все.
А из полыньи вдруг высовывается Налим и булькает:
- Я против! Какая уж тут тоска, если я к свадьбе готовлюсь? И настроение у меня, и аппетит. Я с вами не согласен!
Поморгал Ворон глазами, но судит дальше:
- Снега в Декабре очень плохие: сверху не держат и до земли не дороешься. Измучились все, отощали. Кто за то, чтобы Декабрь вместе с плохими снегами из леса выставить?
- Все, все, все! - кричат все.
А Тетерев и Глухарь против. Высунули головы из-под снега и бормочут:
- Нам в рыхлом снегу спится здорово: скрытно, тепло, мягко. Пусть Декабрь остаётся.
Ворон только крыльями развёл.
- Судили, рядили, - говорит, - а что с Декабрём делать - неизвестно. Оставлять или выгонять?
Опять закричали все:
- А ничего с ним не делать, сам по себе кончится. Месяц из года не выкинешь. Пусть себе тянется!
Потёр Ворон носище об лёд и каркнул:
- Так уж и быть, тянись, Декабрь, сам по себе! Да очень-то, смотри, не затягивайся!..
Суд над декабрём
Собрались на озере птицы и звери.
Декабрь судить.
Уж очень все от него натерпелись.
- День Декабрь нам сократил, а ночь сделал длинной-предлинной. Засветло теперь и червячка заморить не успеешь. Кто за то, чтоб осудить Декабрь за такое самоуправство?
- Все, все, все! - закричали все.
А Филин вдруг говорит:
- Я против! Я в ночную смену работаю, мне чем ночь длиннее, тем сытнее.
Почесал Ворон коготком затылок. Судит дальше:
- В Декабре скучища в лесу - ничего весёлого не происходит. Того и гляди, от тоски сдохнешь. Кто за то, чтоб Декабрь за скукоту осудить?
- Все, все, все! - опять закричали все.
А из полыньи вдруг высовывается Налим и булькает:
- Я против! Какая уж тут тоска, если я к свадьбе готовлюсь? И настроение у меня, и аппетит. Я с вами не согласен!
Поморгал Ворон глазами, но судит дальше:
- Снега в Декабре очень плохие: сверху не держат и до земли не дороешься. Измучились все, отощали. Кто за то, чтобы Декабрь вместе с плохими снегами из леса выставить?
- Все, все, все! - кричат все.
А Тетерев и Глухарь против. Высунули головы из-под снега и бормочут:
- Нам в рыхлом снегу спится здорово: скрытно, тепло, мягко. Пусть Декабрь остаётся.
Ворон только крыльями развёл.
- Судили, рядили, - говорит, - а что с Декабрём делать - неизвестно. Оставлять или выгонять?
Опять закричали все:
- А ничего с ним не делать, сам по себе кончится. Месяц из года не выкинешь. Пусть себе тянется!
Потёр Ворон носище об лёд и каркнул:
- Так уж и быть, тянись, Декабрь, сам по себе! Да очень-то, смотри, не затягивайся!..
Рассказ о зиме для детей. Рассказ про лесных жителей. Рассказ о мире живой природы, рассказ о лесной жизни. Рассказ для младших школьников. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ для чтения в начальной школе.
Николай Сладков. Суд над декабрём
Собрались на озере птицы и звери.
Декабрь судить.
Уж очень все от него натерпелись.
— День Декабрь нам сократил, а ночь сделал длинной-предлинной. Засветло теперь и червячка заморить не успеешь. Кто за то, чтоб осудить Декабрь за такое самоуправство?
— Все, все, все! — закричали все.
А Филин вдруг говорит:
— Я против! Я в ночную смену работаю, мне чем ночь длиннее, тем сытнее.
— В Декабре скучища в лесу — ничего весёлого не происходит. Того и гляди, от тоски сдохнешь. Кто за то, чтоб Декабрь за скукоту осудить?
— Все, все, все! — опять закричали все.
А из полыньи вдруг высовывается Налим и булькает:
— Я против! Какая уж тут тоска, если я к свадьбе готовлюсь? И настроение у меня, и аппетит. Я с вами не согласен!
— Снега в Декабре очень плохие: сверху не держат и до земли не дороешься. Измучились все, отощали. Кто за то, чтобы Декабрь вместе с плохими снегами из леса выставить?
— Все, все, все! — кричат все.
А Тетерев и Глухарь против. Высунули головы из-под снега и бормочут:
— Нам в рыхлом снегу спится здорово: скрытно, тепло, мягко. Пусть Декабрь остаётся.
Ворон только крыльями развёл.
— Судили, рядили, — говорит, — а что с Декабрём делать — неизвестно. Оставлять или выгонять?
Опять закричали все:
— А ничего с ним не делать, сам по себе кончится. Месяц из года не выкинешь. Пусть себе тянется!
Потёр Ворон носище об лёд и каркнул:
— Так уж и быть, тянись, Декабрь, сам по себе! Да очень-то, смотри, не затягивайся!..
Криворізька загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів № 26
Криворізької міської ради Дніпропетровської області
Урок литературного чтения в 3 классе
по учебнику Н.В.Гавриш,Т.С.Маркотенко
Тема: Н.Сладков « Суд над декабрем»
вчитель початкових класів
Вірко Світлана Леонідівна
Кривий Ріг 2015
Урок литературного чтения
Зимушка-зима. "Н.И. Сладков. Суд над декабрем".
Цель: продолжить ознакомление учащихся с творчеством Н.И. Сладкова,
ознакомить со стихотворением Е.Алябьевой;
совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения,
формирование навыки чтения про себя разнообразных по жанру произведений,
развивать умение анализировать текст, образное восприятие окружающего мира, словарный запас, связную речь;
воспитывать познавательную активность, умение сдерживать себя, владеть своими эмоциями. прививать любовь и бережного отношения к животным, природе через чтение книг Н. И. Сладкова, видеть прекрасное.
Ожидаемые результаты: дети умеют анализировать произведение, различать художественные средства.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (экспресс-карточки, электронная презентация)
Ход урока:
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Психологический настрой.
Я рада видеть каждого из вас
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Ваши мышцы все проснулись? Да.
Ваши губы улыбнулись? Да.
Начинаем урок.
Сегодня на уроке чтения мы продолжим путешествие по сказочной зимней книге.
Мы будем работать в группах, придумывать вопросы, разгадывать тайны.
II. Речевая разминка.
Подготовка к чтению, разминка речевого аппарата:
Страница «Зимняя речевая разминка»
1) Разминка. Логопедическая зарядка.
Ок-ок-ок-выпал снежок
Ул-ул-ул- ветер подул
Ели-ели-ели-птицы улетели
Оз-оз-оз пришел мороз
Ма-ма-ма-наступила зима
2) - Прочитай быстро и выразительно .
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Какое слово чаще всего повторяется?
3) - Собери слоги и прочитай стихотворение
Зим ний лес в о бъять ях ти ши ны
За дре мал, у ку тав вет ки сне гом.
Бу дет спать спо кой но до вес ны
Он те перь под се реб рис тым не бом.
4) Проговаривание скороговорок в группах:
1-я гр. Зимним утром от мороза на заре звенит береза . – с логическим ударением.
Значение слова Заря по Ефремовой:
Заря - 1. Световая
горизонта
восходом и заходом солнца. //
появления на горизонте
освещения.
2. перен.
чего-л. (обычно радостного, светлого).
2-я гр.
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
– C разным настроением (весело, печально, загадочно) с разной интонацией (?.!).
3-я гр . Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу - с разной интонацией (?.!).
ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности.
Страница « В гостях у С негурочки »
Загадка.
Я - внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод.
- Екатерина Алябьева написала стихотворение про Снегурочку. Прочтите его на с. 85.
- Найдите однокоренные слова. Сколько их?
- Снегурочка,снежки,снежинок,снегирей,заснеженном,снегопадом,подснежник ,снегам и - ?? 8 нет 7
-"Слова "снегирь" и "снег" однокоренные?" Ответ справочной службы русского языка:
"В современном русском языке эти слова не однокоренные".
Прочитайте выразительно стихотворение. (презентац ия PREZI )
Как вы думаете, что еще делала Снегурочка в лесу (надевала зайцам шубки, ждала Деда Мороза, лепила снеговиков)
IV . Физкультминутка. Снеговик Антошка.
V. Восприятие и осознание учебного материала.
Страница «ЛЕСНЫЕ РАЗГОВОРЫ»
Игра «Дополни пословицу» :
1гр. В … год кончается, зима начинается
2 гр. … – году начало, зиме середина
3 гр. Вьюги да метели в … налетели
2. - Как еще можно назвать зимние месяцы? Мы читали В.Бианки «Синичкин календарь». Календарь – это расписание солнышка на целый год. год состоит из месяцев, и январь – его первый месяц, носик года . За ним идет еще десять месяцев- столько сколько у людей пальцев на передних лапах: ф,м,а,м,и,и,а,с,о,ноябрь. А самый последний месяц двенадцатый, хвостик года - декабрь.
Что вы знаете о декабре? (1-ый зимний месяц, ночь длинная, день короткий.)
VI . Сообщение темы и цели урока .
Любит народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными, зимними вечерами можно и сказки послушать сказку. Однажды звери на озере учинили над Декабрем суд. Хотите узнать, за что они судили Декабрь?
Значение слова Суд по Ожегову:
Суд - Судьи, те, кто судит
Суд ведающий разрешением гражданских (между длительными лица ми, учреждениями) споров и рассмотрением уголовных дел
Суд заключение
Суд рассматривающий проступки членов какого-нибудь коллектива
Суд дел в таких органах
3.Знакомство с произведением.
Откройте с.86-87. Кто написал? Николай Сладков. Какие произведения мы читали? Н. И. Сладков не только рассказал о животных, но и научил нас, как познать лесные тайны, не навредить лесным жителям и природе. Вы теперь знаете, какая нелегкая жизнь у братьев наших меньших. Ваши читательские дневники подтверждают это.
Начнем знакомиться с этой сказкой. При чтении будьте внимательны, я попрошу выполнить задание по прочитанному. (Чтение. Дети читают про себя, пальчиком каждый ведет по словам, которые в данный момент звучат. Скорость чтения 80 слов в минуту. Проверка)
4. Проверка понимания содержания сказки
Зачем собрались на льду птицы и звери?
- За что судили декабрь? – За что же звери судили Декабрь?
(самоуправство, скукота, снега плохие).
Словарная работа:
Натерпелись= Терпеть - 1. физические и моральные
- В чем Ворон обвинил Декабрь сначала? ?
Что значит « заморить червячка »?
В современном русском языке фразеологизм « заморить червячка » означает «слегка закусив, утолить голод» (Словарь русского языка С. И. Ожегова, 1975).
Чем еще не понравился декабрь ворону?
- Скучища – это Невыносимая . Скука - 1. Тягостное душевное вызываемое отсутствием интереса к окружающему.
- За что еще Ворон обвинил Декабрь?
Отощали -синонимы: похудели, потеряли вес, оголодали.
Кому понравились длинные декабрьские ночи? (филину)
- Почему Налим заступился за Декабрь ?
Полынья - Незамерзший или уже растаявший ледяной поверхности моря, и т.п.
Что значит высовывается и булькает?
Кому понравились декабрьские снега? (тетереву и глухарю) Что сказали Тетерев и Глухарь?
5. Чтение по ролям
- Что же решили сделать с Декабрем птицы и звери? какой приговор вынесли звери?(оправдали) Почему? (Месяц из года не выкинешь)
О чем предупредили декабрь?
Так о каких приметах зимы мы узнали? (День короткий, а ночь длинная. Чем ночь длиннее тем сытнее филину. Месяц из года не выкинешь.)
6. Определение главной мысли.
Из трех предложений выберите то, в котором заключена главная мысль сказки.
1) В природе все идет своим чередом.
2) Не бывать апрелю раньше марта месяца.
3) Бережно относись к природе!
VII . Гимнастика для глаз.
VIII . Закрепление материала.
Страница « Э кспресс контроль »
1.Работа по карточкам по вариантам.
2 . Игра «Собери стихотворение»
Много сегодня мы говорили о зиме. Пока мы читали, писали к нам прилетала метель и развеяла куплеты стихов в разные стороны. Помогите «собрать» стихотворение и назвать их автора.
Игра «Собери стихотворение» стр. 87
Чтоб не мёрзли.
Зимушка-зима
принесла морозы
Для зверей - зимовье
Зимнюю одежду людям,
И под снегом - озимь Зимние забавы
и сосульки-слёзы
Екатерина Алябьева
Зимушка-зима
Зимушка-зима принесла морозы.
Зимние забавы и сосульки-слёзы.
Для зверей - зимовье
И под снегом - озимь
Зимнюю одежду людям,
Чтоб они не мёрзли.
ІХ. Итог урока.
– Вот и закончилось наше путешествие по по сказочной зимней книге. Что вам особенно понравилось?
– Почему декабрь первый зимний месяц?
– Мы закончили читать книгу Н. И. Сладкова. Какие произведения вам понравились больше других? Почему?
– Много вы узнали о животных, их жизни. Н. И. Сладков не только рассказал о животных, но и научил нас, как познать лесные тайны, не навредить лесным жителям и природе. Вы теперь знаете, какая нелегкая жизнь у братьев наших меньших. Ваши рисунки подтверждают это.
Х . Оценивание.
Х І. Домашнее задание.
нарисовать фильм.
сочинить сказку «Зимние разговоры»
Спасибо за работу. Вы хорошо поработали. Урок окончен.