Краткое содержание суд над декабрем. 'Суд над Декабрем" план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему. Какие пословицы подходят к сказке «Суд над Декабрем»

Суд над декабрём

Собрались на озере птицы и звери.
Декабрь судить.
Уж очень все от него натерпелись.

- День Декабрь нам сократил, а ночь сделал длинной-предлинной. Засветло теперь и червячка заморить не успеешь. Кто за то, чтоб осудить Декабрь за такое самоуправство?
- Все, все, все! - закричали все.
А Филин вдруг говорит:
- Я против! Я в ночную смену работаю, мне чем ночь длиннее, тем сытнее.
Почесал Ворон коготком затылок. Судит дальше:
- В Декабре скучища в лесу - ничего весёлого не происходит. Того и гляди, от тоски сдохнешь. Кто за то, чтоб Декабрь за скукоту осудить?
- Все, все, все! - опять закричали все.
А из полыньи вдруг высовывается Налим и булькает:
- Я против! Какая уж тут тоска, если я к свадьбе готовлюсь? И настроение у меня, и аппетит. Я с вами не согласен!
Поморгал Ворон глазами, но судит дальше:
- Снега в Декабре очень плохие: сверху не держат и до земли не дороешься. Измучились все, отощали. Кто за то, чтобы Декабрь вместе с плохими снегами из леса выставить?
- Все, все, все! - кричат все.
А Тетерев и Глухарь против. Высунули головы из-под снега и бормочут:
- Нам в рыхлом снегу спится здорово: скрытно, тепло, мягко. Пусть Декабрь остаётся.
Ворон только крыльями развёл.
- Судили, рядили, - говорит, - а что с Декабрём делать - неизвестно. Оставлять или выгонять?
Опять закричали все:
- А ничего с ним не делать, сам по себе кончится. Месяц из года не выкинешь. Пусть себе тянется!
Потёр Ворон носище об лёд и каркнул:
- Так уж и быть, тянись, Декабрь, сам по себе! Да очень-то, смотри, не затягивайся!..

Суд над декабрём

Собрались на озере птицы и звери.
Декабрь судить.
Уж очень все от него натерпелись.

- День Декабрь нам сократил, а ночь сделал длинной-предлинной. Засветло теперь и червячка заморить не успеешь. Кто за то, чтоб осудить Декабрь за такое самоуправство?
- Все, все, все! - закричали все.
А Филин вдруг говорит:
- Я против! Я в ночную смену работаю, мне чем ночь длиннее, тем сытнее.
Почесал Ворон коготком затылок. Судит дальше:
- В Декабре скучища в лесу - ничего весёлого не происходит. Того и гляди, от тоски сдохнешь. Кто за то, чтоб Декабрь за скукоту осудить?
- Все, все, все! - опять закричали все.
А из полыньи вдруг высовывается Налим и булькает:
- Я против! Какая уж тут тоска, если я к свадьбе готовлюсь? И настроение у меня, и аппетит. Я с вами не согласен!
Поморгал Ворон глазами, но судит дальше:
- Снега в Декабре очень плохие: сверху не держат и до земли не дороешься. Измучились все, отощали. Кто за то, чтобы Декабрь вместе с плохими снегами из леса выставить?
- Все, все, все! - кричат все.
А Тетерев и Глухарь против. Высунули головы из-под снега и бормочут:
- Нам в рыхлом снегу спится здорово: скрытно, тепло, мягко. Пусть Декабрь остаётся.
Ворон только крыльями развёл.
- Судили, рядили, - говорит, - а что с Декабрём делать - неизвестно. Оставлять или выгонять?
Опять закричали все:
- А ничего с ним не делать, сам по себе кончится. Месяц из года не выкинешь. Пусть себе тянется!
Потёр Ворон носище об лёд и каркнул:
- Так уж и быть, тянись, Декабрь, сам по себе! Да очень-то, смотри, не затягивайся!..

Рассказ о зиме для детей. Рассказ про лесных жителей. Рассказ о мире живой природы, рассказ о лесной жизни. Рассказ для младших школьников. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ для чтения в начальной школе.

Николай Сладков. Суд над декабрём

Собрались на озере птицы и звери.

Декабрь судить.

Уж очень все от него натерпелись.

— День Декабрь нам сократил, а ночь сделал длинной-предлинной. Засветло теперь и червячка заморить не успеешь. Кто за то, чтоб осудить Декабрь за такое самоуправство?

— Все, все, все! — закричали все.

А Филин вдруг говорит:

— Я против! Я в ночную смену работаю, мне чем ночь длиннее, тем сытнее.

— В Декабре скучища в лесу — ничего весёлого не происходит. Того и гляди, от тоски сдохнешь. Кто за то, чтоб Декабрь за скукоту осудить?

— Все, все, все! — опять закричали все.

А из полыньи вдруг высовывается Налим и булькает:

— Я против! Какая уж тут тоска, если я к свадьбе готовлюсь? И настроение у меня, и аппетит. Я с вами не согласен!

— Снега в Декабре очень плохие: сверху не держат и до земли не дороешься. Измучились все, отощали. Кто за то, чтобы Декабрь вместе с плохими снегами из леса выставить?

— Все, все, все! — кричат все.

А Тетерев и Глухарь против. Высунули головы из-под снега и бормочут:

— Нам в рыхлом снегу спится здорово: скрытно, тепло, мягко. Пусть Декабрь остаётся.

Ворон только крыльями развёл.

— Судили, рядили, — говорит, — а что с Декабрём делать — неизвестно. Оставлять или выгонять?

Опять закричали все:

— А ничего с ним не делать, сам по себе кончится. Месяц из года не выкинешь. Пусть себе тянется!

Потёр Ворон носище об лёд и каркнул:

— Так уж и быть, тянись, Декабрь, сам по себе! Да очень-то, смотри, не затягивайся!..

Криворізька загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів № 26

Криворізької міської ради Дніпропетровської області

Урок литературного чтения в 3 классе

по учебнику Н.В.Гавриш,Т.С.Маркотенко

Тема: Н.Сладков « Суд над декабрем»

вчитель початкових класів

Вірко Світлана Леонідівна

Кривий Ріг 2015

Урок литературного чтения

Зимушка-зима. "Н.И. Сладков. Суд над декабрем".

Цель: продолжить ознакомление учащихся с творчеством Н.И. Сладкова,

ознакомить со стихотворением Е.Алябьевой;

совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения,

формирование навыки чтения про себя разнообразных по жанру произведений,

развивать умение анализировать текст, образное восприятие окружающего мира, словарный запас, связную речь;

воспитывать познавательную активность, умение сдерживать себя, владеть своими эмоциями. прививать любовь и бережного отношения к животным, природе через чтение книг Н. И. Сладкова, видеть прекрасное.
Ожидаемые результаты: дети умеют анализировать произведение, различать художественные средства.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (экспресс-карточки, электронная презентация)

Ход урока:

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Психологический настрой.

Я рада видеть каждого из вас

И пусть в окно зима прохладой дышит,

Нам будет здесь уютно и тепло

Ведь весь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Ваши мышцы все проснулись? Да.

Ваши губы улыбнулись? Да.

Начинаем урок.

Сегодня на уроке чтения мы продолжим путешествие по сказочной зимней книге.

Мы будем работать в группах, придумывать вопросы, разгадывать тайны.

II. Речевая разминка.

Подготовка к чтению, разминка речевого аппарата:

Страница «Зимняя речевая разминка»

1) Разминка. Логопедическая зарядка.

Ок-ок-ок-выпал снежок

Ул-ул-ул- ветер подул

Ели-ели-ели-птицы улетели

Оз-оз-оз пришел мороз

Ма-ма-ма-наступила зима

2) - Прочитай быстро и выразительно .

Снег кружится,

Снег ложится -

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Какое слово чаще всего повторяется?

3) - Собери слоги и прочитай стихотворение

Зим ний лес в о бъять ях ти ши ны

За дре мал, у ку тав вет ки сне гом.

Бу дет спать спо кой но до вес ны

Он те перь под се реб рис тым не бом.

4) Проговаривание скороговорок в группах:

1-я гр. Зимним утром от мороза на заре звенит береза . – с логическим ударением.

Значение слова Заря по Ефремовой:
Заря - 1. Световая
горизонта восходом и заходом солнца. // появления на горизонте освещения.
2. перен.
чего-л. (обычно радостного, светлого).

2-я гр. Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.

C разным настроением (весело, печально, загадочно) с разной интонацией (?.!).

3-я гр . Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу - с разной интонацией (?.!).

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности.

Страница « В гостях у С негурочки »

Загадка.

Я - внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод.

- Екатерина Алябьева написала стихотворение про Снегурочку. Прочтите его на с. 85.

- Найдите однокоренные слова. Сколько их?

- Снегурочка,снежки,снежинок,снегирей,заснеженном,снегопадом,подснежник ,снегам и - ?? 8 нет 7

-"Слова "снегирь" и "снег" однокоренные?" Ответ справочной службы русского языка:
"В современном русском языке эти слова не однокоренные".

Прочитайте выразительно стихотворение. (презентац ия PREZI )

Как вы думаете, что еще делала Снегурочка в лесу (надевала зайцам шубки, ждала Деда Мороза, лепила снеговиков)

IV . Физкультминутка. Снеговик Антошка.

V. Восприятие и осознание учебного материала.

Страница «ЛЕСНЫЕ РАЗГОВОРЫ»

    Игра «Дополни пословицу» :

1гр. В … год кончается, зима начинается

2 гр. … – году начало, зиме середина

3 гр. Вьюги да метели в … налетели

2. - Как еще можно назвать зимние месяцы? Мы читали В.Бианки «Синичкин календарь». Календарь – это расписание солнышка на целый год. год состоит из месяцев, и январь – его первый месяц, носик года . За ним идет еще десять месяцев- столько сколько у людей пальцев на передних лапах: ф,м,а,м,и,и,а,с,о,ноябрь. А самый последний месяц двенадцатый, хвостик года - декабрь.

Что вы знаете о декабре? (1-ый зимний месяц, ночь длинная, день короткий.)

VI . Сообщение темы и цели урока .

Любит народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными, зимними вечерами можно и сказки послушать сказку. Однажды звери на озере учинили над Декабрем суд. Хотите узнать, за что они судили Декабрь?

Значение слова Суд по Ожегову:
Суд - Судьи, те, кто судит

Суд ведающий разрешением гражданских (между длительными лица ми, учреждениями) споров и рассмотрением уголовных дел

Суд заключение

Суд рассматривающий проступки членов какого-нибудь коллектива

Суд дел в таких органах

3.Знакомство с произведением.

Откройте с.86-87. Кто написал? Николай Сладков. Какие произведения мы читали? Н. И. Сладков не только рассказал о животных, но и научил нас, как познать лесные тайны, не навредить лесным жителям и природе. Вы теперь знаете, какая нелегкая жизнь у братьев наших меньших. Ваши читательские дневники подтверждают это.

Начнем знакомиться с этой сказкой. При чтении будьте внимательны, я попрошу выполнить задание по прочитанному. (Чтение. Дети читают про себя, пальчиком каждый ведет по словам, которые в данный момент звучат. Скорость чтения 80 слов в минуту. Проверка)

4. Проверка понимания содержания сказки

Зачем собрались на льду птицы и звери?

- За что судили декабрь? – За что же звери судили Декабрь?

(самоуправство, скукота, снега плохие).

Словарная работа:

Натерпелись= Терпеть - 1. физические и моральные

- В чем Ворон обвинил Декабрь сначала? ?

Что значит « заморить червячка »?

В современном русском языке фразеологизм « заморить червячка » означает «слегка закусив, утолить голод» (Словарь русского языка С. И. Ожегова, 1975).

Чем еще не понравился декабрь ворону?

- Скучища – это Невыносимая . Скука - 1. Тягостное душевное вызываемое отсутствием интереса к окружающему.

- За что еще Ворон обвинил Декабрь?

Отощали -синонимы: похудели, потеряли вес, оголодали.

Кому понравились длинные декабрьские ночи? (филину)

- Почему Налим заступился за Декабрь ?

Полынья - Незамерзший или уже растаявший ледяной поверхности моря, и т.п.

Что значит высовывается и булькает?

Кому понравились декабрьские снега? (тетереву и глухарю) Что сказали Тетерев и Глухарь?

5. Чтение по ролям

- Что же решили сделать с Декабрем птицы и звери? какой приговор вынесли звери?(оправдали) Почему? (Месяц из года не выкинешь)

О чем предупредили декабрь?

Так о каких приметах зимы мы узнали? (День короткий, а ночь длинная. Чем ночь длиннее тем сытнее филину. Месяц из года не выкинешь.)

6. Определение главной мысли.

Из трех предложений выберите то, в котором заключена главная мысль сказки.

1) В природе все идет своим чередом.
2) Не бывать апрелю раньше марта месяца.

3) Бережно относись к природе!

VII . Гимнастика для глаз.

VIII . Закрепление материала.

Страница « Э кспресс контроль »

1.Работа по карточкам по вариантам.

2 . Игра «Собери стихотворение»

Много сегодня мы говорили о зиме. Пока мы читали, писали к нам прилетала метель и развеяла куплеты стихов в разные стороны. Помогите «собрать» стихотворение и назвать их автора.

Игра «Собери стихотворение» стр. 87

Чтоб не мёрзли.

Зимушка-зима

принесла морозы

Для зверей - зимовье

Зимнюю одежду людям,

И под снегом - озимь Зимние забавы

и сосульки-слёзы

Екатерина Алябьева

Зимушка-зима

Зимушка-зима принесла морозы.

Зимние забавы и сосульки-слёзы.

Для зверей - зимовье

И под снегом - озимь

Зимнюю одежду людям,

Чтоб они не мёрзли.

ІХ. Итог урока.

Вот и закончилось наше путешествие по по сказочной зимней книге. Что вам особенно понравилось?
– Почему декабрь первый зимний месяц?
– Мы закончили читать книгу Н. И. Сладкова. Какие произведения вам понравились больше других? Почему?
– Много вы узнали о животных, их жизни. Н. И. Сладков не только рассказал о животных, но и научил нас, как познать лесные тайны, не навредить лесным жителям и природе. Вы теперь знаете, какая нелегкая жизнь у братьев наших меньших. Ваши рисунки подтверждают это.

Х . Оценивание.

Х І. Домашнее задание.

    нарисовать фильм.

    сочинить сказку «Зимние разговоры»

Спасибо за работу. Вы хорошо поработали. Урок окончен.