Занятость молодежи. Основные проблемы и пути решения. У них и у нас

Обеспечение занятости несовершеннолетних граждан в рамках специальных программ является составной частью деятельности государственной службы занятости. Временное трудоустройство (в период летних каникул, в свободное от учёбы время) даёт подросткам возможность собственным трудом заработать определённые средства, а также, что немаловажно, приобрести определенные профессиональные навыки, опыт самоорганизации, научиться работать в коллективе, ощутить ответственность за порученное дело и собственную значимость. Кроме того, программа помогает снизить риск совершения правонарушений, так как обеспечивает занятость подростков из группы риска.
В Центре занятости населения а а специалисты в течение всего года информируют работодателей и глав районных администраций о возможности заключения договоров по специальной программе занятости «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время». Перед началом летнего сезона в Администрации а проходит заседание штаба « ие каникулы», где всесторонне рассматриваются вопросы организации трудоустройства несовершеннолетних подростков в летние месяцы.
Приоритет при трудоустройстве отдаётся подросткам, которые находятся в сложной жизненной ситуации, состоящим на учёте в комнате детской милиции, детям-сиротам, детям-инвалидам.
Озеленитель, курьер, архивариус…
В июле этого года 2016 подростков обратились в Центр занятости населения а в поиске подходящей работы. Из них 1605 человек трудоустроились, в том числе и по специальной программе занятости несовершеннолетних граждан. В её рамках было заключено 65 договоров с работодателями на 719 рабочих мест, и в итоге трудоустроено 638 подростков.
Трудоустраиваются школьники и подростки в основном на благо­устройство территории. Чаще всего работодатели предлагают несовершеннолетним гражданам вакансии подсобного рабочего, озеленителя, помощника продавца мороженого, помощника инструктора по у, младшего вожатого, санитарки, уборщика помещений, курьера, архивариуса.
Одним из активных участников программы, по информации Центра занятости а а, стала МОУ «Средняя общеобразовательная № 97». Многие ученики этой школы в возрасте от 14 до 18 лет имеют трудовые книжки, выданные школой. Как говорит заместитель директора по административно-хозяйственной работе Галина Калинкина: «Мы не только даём детям возможность заработать, но и принести пользу своей школе в плане благоустройства».
К сожалению, в трудоустройстве школьников есть и насущные вопросы. Так, в нынешнем году, как и в прежние годы, молодых людей, желающих трудиться, было гораздо больше, чем рабочих мест, предоставленных работодателями. Главной проблемой при заключении договора на трудоустройство несовершеннолетних граждан остаётся отсутствие денежных средств на выплату заработной платы работающим подросткам. По-прежнему существуют сложности в трудо­устройстве младших школьников - 14-летних подростков. Работодателей, готовых принять этих ребят, практически нет.
Где ждут сельских подростков?
Центром занятости населения Игринского района работа по трудоустройству несовершеннолетних граждан организована в этом году при взаимодействии всех заинтересованных структур. Службой занятости района на летний период заключено 50 договоров с различными предприятиями и организациями о временном трудоустройстве подростков с выплатой им материальной поддержки, трудоустроено 211 учащихся. Почти половина из числа подростков находятся в трудной жизненной ситуации.
На предприятия ООО «Дэмен», СПК «Чутырский», ООО «Родина», СПК «Ленин Сюрес», ООО «Зуринский », ООО «Рассвет» было трудоустроено 85 подростков. Они занимались ом и уборкой животноводческих помещений, благоустройством территории, заготовкой лекарственных трав, работали на откорме телят.
В «Игралес» - филиале АУ УР «Удмуртлес» более 20 подростков трудились на прополке в питомнике, 2 человека - на шишкосушилке. В Комплексном центре социального обслуживания 4 подростка попробовали свои силы в качестве социальных работников, оказывая на дому помощь пожилым людям.
По договору с МУ «ИМЦ «Лига» 59 подростков участвовали в строительстве детских площадок на территории больницы в селе Зура, в сёлах Лоза, Факел, благоустраивали территорию храма в селе Новые Зятцы, приводили в порядок территорию около родников.
В среднем каждый подросток получил к своей заработной плате материальную поддержку от службы занятости в размере 1466 рублей в месяц. Как отмечают специалисты Игринской службы занятости, в ходе летней кампании по трудоустройству подростков вновь проявились старые проблемы: отсутствие объёмов работ на предприятиях, нежелание работодателей принимать на работу несовершеннолетних, в связи с тем что при их оформлении требуется заполнение большого пакета документов, а также в связи с необходимостью создания для них особых условий труда.
Учитывая социальную важность занятости подростков, специалисты Игринского центра занятости вышли с предложением ко всем заинтересованным в этом вопросе структурам ежегодно разрабатывать районную программу организации занятости несовершеннолетних граждан с консолидацией средств на её реализацию, включая средства работодателей, республиканского, федерального, местного ов и спонсоров.
Работа как ступенька для роста
Трудоустройству школьников самое пристальное внимание уделяют в Красногорье. В течение летних месяцев у школьников широкий фронт работы. Это благоустройство территории предприятий и организаций района, благоустройство центра села Красногорского, детских площадок и помощь при е помещений. Подростки помогают предприятиям в сельхозработах, на заготовке лекарственных трав и кормов для животных. Многие ребята работали младшими вожатыми в сводных отрядах района, а некоторые даже начинающими корреспондентами в местной газете «Победа».
Больше всех трудоустроили школьников этим летом в районе МУ МЦ «Встреча» - 69 человек, СПК «Прохоровский» - 30, МУ редакция газеты «Победа» - 28, ООО «Курьинское» - 22, отдел культуры, а и молодёжной политики - 10 человек. На предприятиях СПК «Прохоровский», СПК «Прогресс», ООО «Курьинское» средняя заработная плата подростков (по сдельным расценкам) составляла от 1214 до 2760 рублей. Плюс материальная поддержка от службы занятости.
Как показывает практика, школьники хотят работать, они заинтересованы получать новые знания и опыт, безусловно, хотят заработать личные деньги. Правда, спрос, что называется, опережает предложение. К сожалению, вакансий для подростков сегодня явно недостаточно. Для решения этого важного социального вопроса необходимо объединить усилия всех сторон: службы занятости, муниципалитетов и особенно - работодателей. В случае с подростками работа, занятость – это всегда лучше, чем безделье.

1

Симчук С.А. 1

1 Государственный технический университет

1 Силиванова, Н. Основные проблемы экономики на дальнем востоке / Н. Силиванов. – М.: Юнити, 2010. – 341 с.

2 Вишневская, А. Экономика на дальнем востоке/ А. Вишневская. – М.:. Экономист, 2011. - 255с.

3 Богатуров, А. Д. Восточная Азия: перспективы развития. Российский Дальний Восток в новых геопространственных измерениях Восточной Евразии / А. Д. Богатуров. – М.: Ника-центр, 2006, - 293 с.

На Дальнем Востоке одна из самых кричащих проблем — это проблема недостатка рабочих рук. Она порождает и перекосы в развитии отдельных территорий, и недостаточный уровень развития в тех или иных субъектах федерации, необходимость заниматься более тщательно регулированием миграционных потоков и массу других проблем. Отсюда уезжают люди работоспособного возраста, высокой квалификации. А приезжают мигранты совершенно не той категории. Поэтому всю молодёжную политику нужно направить на обеспечение молодых местных дальневосточников интересной работой, достойной зарплатой, доступным жильём, качественным здравоохранением и образованием, досугом. Молодёжь и постоянное население - это фундамент развития Дальнего Востока.

Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов сегодня чрезвычайно актуальна. Система государственного распределения - ушла в прошлое. Сегодня молодой специалист сталкивается с довольно жесткими условиями рынка, из которых он не всегда выходит победителем. В настоящее время молодежь пред-ставляет наиболее многочисленную груп-пу безработных - более 30 % от общего числа зарегистрированных безработных. Кроме того, 25-28 % от общей совокуп-ности безработной молодежи составляют выпускники учебных заведений.

С какими же проблемами сталкиваются сегодня дипломированные специалисты? Одним из главных препятствий при трудоустройстве по окончании ВУЗа для многих «вчерашних» студентов является отсутствие опыта работы. В условиях функционирования рынка трудовых ресурсов основным критерием в оценке выпускников профессиональных образовательных учреждений становится их реальная профессиональная квалификация и компетентность, обеспечивающие конкурентоспособность и профессиональную мобильность специалиста. Казалось бы, какой может быть опыт работы у бывшего студента по своей специальности к концу учебы? Ведь, у него не было пока диплома, а если и имелся опыт работы, то, скорее всего, это был опыт курьера, разносчика, официанта и другие специальности, обычно предлагаемые студентам службами занятости в качестве дополнительного заработка в период обучения. Возникает парадокс, но, к сожалению, зачастую данное обстоятельство оставляет многих дипломированных специалистов без работы и вынуждает срочно менять сферу деятельности и работать не по специальности.

На рынке труда и образовательных услуг отмечены нерешенные проблемы, требующие активизации взаимодействия территориальных органов службы занятости и их социальных партнеров. Учреждения профессионального образования медленно перестраиваются в соответствии с новыми требованиями работодателей, недостаточно гибко реагируют на изменения рынка труда в отношении соответствия структуры, объемов и профилей подготовки кадров, уровня их квалификации. Продолжается подготовка кадров для отраслей, переживающих спад, где происходит значительное высвобождение работников. Выпускники 9-11 классов общеобразовательных школ попадают на рынок труда, не имея востребованных профессий и специальностей. Значительная часть выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не имеют реальной трудовой перспективы по месту жительства в небольших городах и сельских поселениях. Количество обращений выпускников вузов, имеющих профессии бухгалтера, экономиста, техника, юриста значительно превышает потребность, что практически не оставляет им шанса для трудоустройства по полученной профессии. Таким образом, заказчиками по этим профессиям являются не предприятия и организации, а родители выпускников.

Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Проблемы трудоустройства молодых специалистов и рабочих кадров, выходящих на рынок труда Хабаровского края, по-прежнему остаются весьма острыми. Основными причинами этого являются:

Несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

Несоответствие между структурами потребностей рынка труда и выпуска специалистов;

Отсутствие необходимого опыта и навыков работы, низкая квалификация выпусков;

Превалирующая ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере, с установкой на высокую заработную плату;

Низкий уровень оплаты труда и отсутствие в больнинстве организаций и предприятий социальных гарантий (прежде всего перспектив обеспечения жильем);

Недостаточная информированность безработных граждан и выпускников учебных заведений о тенденциях и навыках поведения на рынке труда.

В заключение могу сказать, что успехов в поиске работы в динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению. Молодым специалистам требуются значительные знания в смежных отраслях, дополнительное образование, умение быстро адаптироваться в быстроизменяющихся обстоятельствах.

Однако основной проблемой в вопросах трудоустройства выпускников вузов, по мнению директора агентства по подбору персонала «Карьера-Форум» Галины ПОПОВОЙ, остается несовпадение ожиданий молодых специалистов и работодателей. «У многих выпускников действительно слабые представления о том, какие компании есть на рынке, какие условия они выдвигают, за что они готовы предложить хорошую зарплату, а за что нет. А работодатели часто разочарованы тем, что выпускники не обладают теми знаниями, которые нужны в первую очередь на рабочих местах», - говорит она. Если говорить об ожиданиях по заработной плате, которую хотят получать выпускники вузов, то в прошлом году, по словам Галины Поповой, в среднем они запрашивали 30 тысяч рублей. Конечно, были те, кто хотел и 60, но многие начинающие специалисты были готовы работать и за 10-15. Немаловажную роль сегодня в успешном трудоустройстве молодых специалистов играют и их личностные качества. По словам Екатерины ЧЕРНОВИЦКОЙ, заместителя руководителя департамента образования и науки администрации Приморского края, главная задача высшей школы - не только дать знания и воспитать интеллигентного и образованного человека, но и сделать его успешным. А успешным человек может стать только тогда, когда найдет себя в профессии. Сегодня востребованы не только диплом, в котором хорошие оценки, и хорошие знания, сегодня очень важны новые компетенции, которыми должен обладать выпускник, и самое важное - это человеческие качества. У многих компаний вопросы не к диплому, а к самому человеку: способен ли он работать в коллективе, способен ли взять на себя ответственность? Это очень важно».

Библиографическая ссылка

Симчук С.А. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-3. – С. 62-63;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34517 (дата обращения: 30.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Проблемы трудоустройства молодежи - актуальная тема в современном обществе. Ведь они связаны с проблемами привлечения квалифицированных кадров и влияют на наше экономическое благополучие.

Молодежь - будущее нашей страны. По логике, именно молодые специалисты должны быть наиболее востребованы при трудоустройстве. Но на практике порой оказывается иначе.

Молодежь и безработица

Возрастные рамки социально-демографической группы, называемой молодежью, выделить сложно. Условно относят к молодым людям лиц от 14 до 29 лет. Но ведь молодость - это не только возраст, но и социальный статус, сопряженный с конкретным видом деятельности человека, будь то учеба, служба в армии или работа. Проблема трудоустройства современной молодежи стоит остро еще и потому, что этот круг лиц составляет треть от общего числа безработных. Статистика здесь неумолима, а ведь еще существует скрытая безработица, определить рамки которой практически невозможно.

Почему молодежи так сложно устроиться на работу?

Сразу определим, что по закону граждане до 16 лет не могут признаваться безработными. Так же как и лица трудоспособного возраста, но учащиеся по очной программе.

На сегодняшний день в России более 22 % молодого населения. Конечно, похвально стремление подростков к получению высшего образования. Но проблемы молодежи во время трудоустройства начинаются уже после того, как молодой специалист выходит из ВУЗа с дипломом. Найти вакансию практически нереально, поэтому многим приходится работать не по специальности.

Проблемы трудоустройства молодежи в России связаны еще и с конкретными особенностями данной социальной группы. Молодым людям приходится несладко и в других сферах: социальное самоопределение, проблемы с жильем, сложности адаптации к экономической среде, и т. п. Складывается парадокс: российская молодежь, самая перспективная и сильная категория, оказывается одновременно и самой уязвимой.

У них и у нас

В зарубежной практике активно повышают возрастной порог, с которого человек должен начать свою трудовую жизнь. У нас же все наоборот: вступать на этот тернистый путь молодые люди вынуждены все раньше и раньше. По официальным данным, свой первый заработок получают более 80 % лиц до 18-ти лет. С одной стороны, в подростке должна вырабатываться инициативность и трудовая мотивация, однако с другой у него нет возможности получить надлежащий уровень образования, что автоматически снижает уровень будущей квалификации.

Распределение кадровой политики происходит неравномерно: чаще всего молодежь задействована в предпринимательской сфере и сфере услуг. Тогда как на производстве и в бюджетной отрасли остро чувствуется нехватка кадров. Чем дальше молодежь уходит в теневую экономику, тем сильнее страдает весь трудовой потенциал нашей страны. Согласитесь, с данной точки зрения, решение проблемы трудоустройства молодежи представляется весьма и весьма необходимым.

Специфика рынка молодежного труда

  • Отсутствие баланса между спросом и предложением. Это связано с колебанием трудовой ориентации молодых людей, которым сложно подчас определиться с выбором будущей профессии.
  • Низкая конкурентоспособность. У молодежи на всем трудовом рынке - самый высокий риск потерять уже существующую работу и не найти новую.
  • Отсутствие четких представлений об уровне молодежной занятости. На этом фоне количество лиц, нигде не работающих и не посещающих учебные заведения, неуклонно растет.
  • Высокая вариативность. На трудовой рынок приходят разноплановые специалисты. Однако на многие профессии спрос отсутствует, поэтому большинству приходится кое-как трудоустраиваться по специальностям, далеким от полученного образования. Многие вынуждены даже в срочном порядке проходить переподготовку.
  • Неудовлетворительные условия труда. Каждый пятый выпускник, поступивший на работу, увольняется уже в первый год, из-за плохих условий, характера труда или банальной неудовлетворенности выбранной профессией.
  • Проблемы трудоустройства молодежи женского пола стоят еще более остро. По статистике, среди выпускников больше девушек, однако при приеме на работу во многих отраслях работодатели чаще всего предпочитают мужчин.

Политика работодателей

Дополнительные проблемы трудоустройства молодежи возникают из-за повышенных требований, которые предъявляются к кадрам без квалификации. Многие работодатели просто считают молодых людей бесперспективным, относятся к ним без должного уважения и не видят возможностей дальнейшего роста.

Конечно, решение проблемы трудоустройства молодежи в данном случае - задача государства. Важно обеспечить социальную поддержку выпускников, смягчив для них критерии приема на работу или обеспечив гибкий трудовой график тем, кто еще учится. Возможность трудоустройства даже без опыта работы - еще один принципиально важный критерий, так как в противном случае получается замкнутый круг.

Частое явление в системе занятости молодежи - по факту специалист трудоустроен, а юридически он до сих пор находится в состоянии безработицы. Работодатель дает ему возможность трудиться лишь неполный день или официально вовсе не регистрирует. Многие эксперты считают, что решением данной проблемы может стать развитие малого и среднего бизнеса - особенно в малонаселенных пунктах.

А продуктивна ли система образования?

На государственном уровне сложно переоценить степень важности, которым обладает своевременное трудоустройство молодежи. Проблемы и перспективы его являются отражением эффективности самой образовательной системы. Ведь нет ничего хорошего в том, когда государство вкладывает средства в обучение и подготовку молодых специалистов, а потом переобучает их заново и финансово содержит как безработных.

Поэтому заинтересованность в труде выпускников по специальности - задача самих учебных заведений. Необходимо проводить постоянный мониторинг рынка, тесно сотрудничать с кадровыми инстанциями, и конечно, внедрять грамотную информационную политику с самими молодыми людьми.

Так ли плохо работать не по специальности?

В высших учебных заведениях, увы, часто выпускники получают лишь базовые знания, а вот уровень практических навыков минимален. Впрочем, это связано еще и с тем, что динамичный рынок труда меняется буквально каждый день. Профессия, которая была востребована в начале обучения, к моменту получения диплома может оказаться никому не нужной. Поэтому работать молодые люди идут не туда, куда «нужно», а туда, где можно хорошо заработать и продвинуться по карьерной лестнице.

Однако получить недостающие навыки даже в принципиально иной сфере и частично решить этим проблемы занятости трудоустройства молодежи сегодня совсем несложно. Есть масса переквалификационных курсов, да и работодатели часто предоставляют возможность предварительного обучения.

Конечно, лишние знания еще никому не вредили. Вспомните хотя бы Леонардо да Винчи: он прославился, благодаря своему художественному таланту. Однако знаменитый мастер еще сделал массу открытий в медицине, механике, литературе и естественных науках. Это, пожалуй, лучший пример того, как разносторонне развитому человеку удалось подойти к решению проблемы трудоустройства с различных сторон.

Профессии для молодежи: предложение и спрос

На сегодняшний день в производительном труде молодые специалисты практически не заинтересованы. Наибольший интерес вызывают такие сферы занятости, как менеджмент, программирование, предпринимательство, юридическая и экономическая отрасль. Спросом пользуются и творческие профессии.

Наиболее остро проблемы по трудоустройству молодежи стоят в сельской местности и малонаселенных городах. Частая смена специальности приводит к нарушению баланса профессиональной структуры. Продуктивному рабочему труду предпочитается материальная выгода. Все это на повышении экономики страны положительно сказаться, конечно же, никак не может.

Самые востребованные сферы деятельности для молодежи включают в себя продажи, информационные технологии, экономическую отрасль. С другой стороны, молодым специалистам предлагаются должности администраторов, секретарей, бухгалтеров. Грамотный выпускник с техническим образованием тоже никогда не останется без работы.

Проблема трудоустройства молодежи и пути ее решения

Поскольку проблема эта стоит достаточно давно, государство постоянно совершенствует пути выхода из кризиса на рынке молодежного труда. Создаются специальные службы занятости, задача которых - регулировать и оперативно решать все вопросы в трудовой отрасли. Именно трудоустройство молодежи является самым приоритетным направлением таких центров занятости, которые присутствуют в каждом регионе.

С целью решить проблемы трудоустройства молодежи открываются также узкоспециальные биржи труда. Их задача - помочь подросткам найти постоянную или хотя бы временную работу. Помимо этого, в социальных учреждениях широкого профиля можно получить интересующую информацию и юридическую поддержку, пройти психологический тренинг и еще массу других полезных услуг. Все это делается для того, чтобы создать благоприятные условия для интеграции молодых специалистов в трудовой рынок и помочь им снизить социально-экономическую напряженность.

Какие конкретно меры предпринимаются?

Проблемы трудоустройства молодежи и пути их решения весьма разносторонни. Государством проводится целый ряд мер в данной отрасли:

  • Создаются правовые предпосылки для того, чтобы предотвратить рост безработицы.
  • Молодым специалистам помогают пройти социально-психологическую адаптацию и выйти на современный трудовой рынок.
  • Молодежь стараются трудоустроить, исходя из способностей и индивидуальных интересов каждого.
  • Проводится широкая политика правового просвещения.
  • Осуществляются профилактические меры в сфере правонарушений среди подростков.
  • Всячески поддерживаются молодые семьи.
  • Обеспечивается свобода выбора профессии и охрана труда молодого специалиста.
  • Молодежь защищена от ничем не аргументированного отказа в приеме на работу или увольнения, на законодательном уровне.

Причем каждый человек может рассчитывать на помощь в поиске подходящей работы и всяческую поддержку в данной отрасли совершенно бесплатно.

Гарантии молодого специалиста

Если вы молодой специалист, достигший возраста 18-ти лет и оказавшийся без работы, вы обязаны знать, на что вправе рассчитывать.

  • Получение услуг по профориентации, повышению квалификации и переподготовке. Напомним, абсолютно бесплатно.
  • Психологическая и социальная поддержка в службе занятости.
  • Компенсация финансовых затрат, если вас направили на обучение или работу в другой город.
  • Бесплатное медицинское обслуживание при трудоустройстве.

На выплате компенсаций стоит остановиться отдельно. Государство гарантирует безработным молодым специалистам не только выплаты по безработице, но и стипендии на этапе прохождения профподготовки или переподготовки. При этом вы можете участвовать в общественном труде, который оплачивается. А если вы согласитесь по предложению службы занятости полностью переехать для трудоустройства в другой населенный пункт, государство обязано возместить все материальные затраты.

На какие профессии можно устроиться?

Проблемы молодежи во время трудоустройства часто связаны с тем, что подросток просто не знает, на какую сферу стоит обратить свое внимание. Рекомендуем смотреть не только на предполагаемую зарплату, но и отталкиваться от собственных интересов и навыков. В целом выбор профессий, на которые можно пойти даже без квалификации, не так уж мал.

Много молодежи устраивается курьерами. Если вы отлично знаете свой город, это станет плюсом, если нет - появится возможность исследовать все незнакомые участки. К тому же это отличный способ поддерживать хорошую физическую форму.

Промоутер - вакансия для тех, кто хорошо ладит с людьми и умеет убеждать в своей правоте. Дополнительным преимуществом станет возможность улучшить навыки общения, что обязательно пригодится в будущей, более серьезной профессии.

Девушкам, да и парням тоже, можно устроиться приходящей няней. За границей это одна из самых востребованных подростковых профессий, предполагающая самый настоящий заработок. А чем мы хуже? Если есть таланты к преподавательству, можно также попробовать себя в качестве репетитора. Умение находить общий язык с детьми, терпение и настойчивость скажутся на такой работе наилучшим образом.

Если вы социальный и общительный человек, можно всегда найти подработку в кафе или ресторане. Ну а тем, кто привык проводить время в одиночестве или обществе компьютера, можно попробовать себя в роли копирайтера. Конечно, для этого необходимы творческие задатки и отличное чувство языка.

Проблемы трудоустройства молодежи в России могут коснуться каждого выпускника. Поэтому желательно еще на этапе учебы заняться мониторингом рынка и поиском будущего рабочего места. А когда придет время профессиональной практики, стоит заводить как можно больше полезных знакомств и всерьез присмотреться к потенциальным вакансиям.

В идеале, молодому человеку не мешало бы еще до поступления в вуз проанализировать экспертные прогнозы: востребована ли данная профессия, будет ли она популярна после окончания обучения, есть ли уверенность в последующем удачном трудоустройстве и т. п.

Конечно же, не стоит забывать о саморазвитии и отстаивании собственной жизненной позиции. Искусству преподносить себя с лучшей стороны, в том числе, и на собеседованиях, тоже нужно учиться.

Кто нужен современному рынку?

Жаловаться на социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи бессмысленно. Сегодня рынок труда испытывает потребность в активных и креативных молодых людях, с разносторонним потенциалом. Поэтому юным специалистам ничего не остается, как можно точнее соответствовать данным тенденциям, повышать или вовсе менять свою квалификацию, заниматься самообразованием и постоянно отстаивать свое место под солнцем.

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара. Такие данные приводит в своей работе Е.И. Холостова .

Большое количество инвалидов в нашей стране неизбежно создает проблемы их трудоустройства и занятости, в силу разных обстоятельств. В первую очередь это отсутствие физической способности осуществлять некоторые функции, присущие здоровому человеку.

В соответствии со ст. 1, ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В толковом словаре даются их следующее понятие трудоустройства:

Трудоустройство – “устройство кого-нибудь на работу, содействие в таком трудоустройстве” .

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и не менее важной.Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов к их различным видам. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает “ненужными” огромное количество людей.

Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности. Она не только является способом экономически обеспечить своё существование, но и возможностью реализации своих способностей,в том числе и творческих. Трудовая деятельность является фактором приобщения человека к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

На сегодняшний день в обществе существует определённый стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако нельзя забывать о том, что среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми.

Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы по причине ограниченности своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, были приняты законы и подзаконные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости: “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

Причинами инвалидности признаются:

1. Общее заболевание

2. Инвалидность с детства

3. Трудовое увечье

4. Профессиональное заболевание

5.Заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий.

6. Ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте .

Отклонения отнормы в жизнедеятельности инвалида разнообразны. Среди них: нарушение двигательной функции,нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии; нарушение зрения, слуха,обаяния или осязания; Психические расстройства, нарушение памяти, внимания, речи, мышления.

Каждое ограничение имеет свою степень выраженности

1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности.

2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств

3 степень – неспособность к трудовой деятельности.

Критерием для определения группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты и помощи.

Для установления первой группы инвалидности – способности третьей степени. Для второй группы – способности второй степени. Для третьей группы – способности первой степени .

Работодатели часто отказываются принимать на работу инвалидов: в связи с лишними затратами; психологическими особенностями инвалидов, а так же в связи с необходимостью лечения. Так же важным фактором является отсутствие возможности привлечения к дополнительным. Отсутствие желания понять проблемы людей, имеющих инвалидность и войти в их ситуацию играет решающую роль в трудоустройстве данной категории населения.

В Российской Федерации решением вопроса занятости населения занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Данная организация занимается предоставлением проф. ориентационных услуг и проводитознакомление с имеющимся банком вакансий. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить “Индивидуальную программу реабилитации” при условии отсутствия у него третьей степень ограничения к трудовой деятельности.

Человек,имеющий инвалидность обладает рядом психологических факторов, отражающих его положение на рынке труда, а так же формирующих их отношение к обществу. Инвалиды относятся к категории мало мобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, по причинеимеющихся недугов и в результате неприспособленности к окружающей среде.Важную роль играет отсутствие специализированного оборудования для инвалидов, разрыв привычного общения.Это влечёт за собой ряд последствий, а именнонаступление одиночества, возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменения в поведении.

Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Инвалид,имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства. Поэтому, инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) Установление квоты для приема на работу инвалидов и выделение минимального количества специализированных рабочих мест для них;

2) Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;

3) Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;

4) Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям.

Для трудоустройства инвалидов должны создаваться специальные рабочие места со специализированным техническим оснащением с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия:

1. Профориентация;

2. Психологическая поддержка профессионального самоопределения;

3. Обучение или переобучение;

4. Повышение квалификации;

5. Содействие трудоустройству;

6. Квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов,

7. профессионально-производственная адаптация.

Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. Если доступ инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью будет ограничен, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества.

Для инвалидов, которые не способны участвовать в основном процессе занятости создаются специализированные предприятия. В России в настоящее время существует около 1,5 тысяч таких предприятий. Специализированные предприятия обычно предназначены для определенных категорий инвалидов со значительными потерями функций организма:нарушение зрения, умственного развития и двигательного аппарата. Однако трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению занятости инвалидов.

Инвалиды зачастую опасаются перемещения на основной рынок труда из-за возможной неудачи в трудоустройстве на обычные не специализированные профессии, после чего перед ними вновь встанет проблема получения специализированной работы. К тому же инвалиды бояться потери определенных льгот, которые они получают, работая на специализированном предприятии. Работники специализированных предприятий зачастую становятся важной рабочей силой, обладают высоким профессионализмом и положительно влияют на производительность, доходы и прибыль предприятияв следствии чего руководители таких предприятий обычно не хотят отпускать работников. Целью руководителей специализированных предприятий может являться достижение определенного уровня занятости инвалидов с целью получения определенных налоговых и других льгот, таким образом, они заинтересованы в сохранении этих рабочих, какой бы ни была их производительность.

Таким образом можно сделать вывод. Трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности.Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя. Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, что бы ощущали себя на равных со здоровыми.


Библиографический список

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская АН.; Российский фонд культуры; – 3-е изд, стереотипное –М., 1996.
  2. Присецкая Н.И. Изменения в законодательстве Российской Федерации, повлиявшие на возможности получения реабилитационных услуг и трудоустройства. – М, 2005.-с 6-7
  3. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы.- М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2007.-с 173
  4. Шептулина, Н. Н. Работник-инвалид: особые требования и гарантии// Справочник кадровика. – 2008. – N 2 – С. 22
Количество просмотров публикации: Please wait