Эффективные подходы профориентации для успешной социализации и самореализации молодежи. Оценка эффективности профориентационной помощи Предложения по повышению эффективности профориентационной работы

Реферат

«Технологии разработки профориентационной работы как способ повышения качества профессионального образования»

Выполнила: Иванова С.М


1. Способы повышения качества профориентационной работы

3. Индивидуальная работа с учащимися по выбору профессии

4. Заключение

5. Список использованной литературы


1. Способы повышения качества профориентационной работы

Современные технологии разработки и совершенствования программ профориентационной работы как способ повышения качества профессионального образования предполагает:

1. Непрерывное образование, где особую роль играют курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры.

2. Многообразие поставщиков образовательных услуг с прозрачной для рынка труда системой квалификаций.

3. Инновационный характер профессионального образования, предполагающий реализацию образовательных программ не только для получающих профессиональное образование впервые, но и программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов рынка труда.

4. Перевод части образовательных функций учреждений начального профессионального образования системе общего образования.

5. Система работы образовательных консультантов и служб, которые оказывают гражданам профориентационную помощь и поддержку в выстраивании образовательных траекторий.

Анализ профориентационной работы образовательных учреждений показал, что профдиагностикой и профконсультированием охвачено только 20% учащихся выпускных классов школ, только в 15 % случаев в образовательных учреждениях проводятся элективные курсы профориентационной направленности, в 10% ОУ проводятся встречи с представителями профессиональных учебных заведений и предприятий, 20% учащихся школ посещают ярмарки учебных мест и другие профориентационные массовые мероприятия.

Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования в своей профориентационной работе акцент делают на участие в массовых мероприятиях (98%) и информирование через СМИ, показ роликов, интернет (60%), что является недостаточным для получения школьниками полной информации о профессиях и профессиональных образовательных учреждениях области.

В результате чего, складывается следующая ситуация:

По окончании учебного года области свыше 18500 выпускников общеобразовательных учреждений.

Из них 77% поступали в ВУЗы (одновременно в разные и на разные специальности), при этом 54% учащихся не соответствуют медицинским и образовательным требованиям для поступления в ВУЗ.

23% намерены получать профессиональное образование в ОУ НПО/СПО, при этом 37,7% - из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, 12% - с ограниченными возможностями здоровья.

В этом году в регионе выпущено около 8,5 тыс. специалистов из образовательных учреждений начального профессионального образования; 13,6 тыс. специалистов – из образовательных учреждений СПО; 32,1 тыс. специалистов из ВУЗов.

На региональном рынке труда молодые специалисты восполняют 60% спроса на квалифицированных рабочих и на 150% перекрывают спрос на специалистов с высшим профессиональным образованием, поэтому в 40% случаев работают не по специальности и 50% случаев начинают искать новую работу или переобучаться, из них 90% не готовы работать на производстве и 80% не имеют определенных профессиональных намерений, составляя 34% безработного населения области.

Данные показатели свидетельствуют, что дезориентация в профессиональном и образовательном пространстве и неосознанный, спонтанный профессиональный выбор выпускников общеобразовательных учреждений, осуществляемый под влиянием иллюзорных представлений родителей, требуют активизации профориентационной работы среди школьников и их родителей со стороны всех профессиональных учебных заведений области. При этом программы профориентационной работы должны содержать следующие технологии:

Определение и обеспечение источников воспроизводства молодых кадров на рынке труда региона;

Определение текущих и перспективных потребностей предприятий области в кадровом ресурсе;

Профдиагностика и оценка качеств учащихся как будущих специалистов;

Повышение эффективности подготовки кадров посредством внедрения коррекционных и адаптационных механизмов работы в процессе обучения молодежи.

Современные технологии разработки и совершенствования программ профориентационной работы строятся на:

Средствах профориентационного сопровождения: информационный портал, интернет-сайт, интерактивный журнал, дистанционная профориентация на востребованные специальности;

Профессиографическое моделирование с учетом потребностей разных сегментов рынка труда области;

Технологии образовательного, медицинского, социально-психологического, психофизиологического профотбора учащихся;

Индивидуально-ориентированные модели трудовой мотивации.

2. Направления профориентации

Профориентация, проводимая, на современном этапе предполагает два направления:

Работа с учащимися школ

Работа связана с ориентацией учащихся на поступление в образовательные учреждения для приобретения конкретной профессии в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями школьников.

Работа с учащимися

Связана с социальной адаптацией и формированием у учащихся профессиональных установок, направленности на приобретаемую профессию и готовности работать по ней.

Циклическая организация профориентационного процесса должна включать в течение года следующие этапы:

1 этап – профдиагностика намерений, способностей и возможностей школьника по предлагаемым профессиональным учебным заведением специальностям;

2 этап – анализ результатов диагностики, формирование профессиональных планов учащихся, обсуждение с родителями;

3 этап – проведение стартового методического семинара со специалистами и центра профориентации по выработке результативных форм профориентационной работы;

4 этап – проведение профориентационных мероприятий с учащимися и информационно-методических семинаров с педагогами ОУ.

Итог работы за год – получение обратной связи и ожидаемых результатов:

Для учащихся:

Повышение уровня мотивации к осознанному профессиональному выбору и включенности в будущую профессиональную деятельность на 40%

Рост сформированности позитивного образа профессии и профессионального учебного заведения на 30%.

Получение более полной и качественной информации о рынке труда и профессиональных требованиях, индивидуальных возможностях и способностях.

Рост уровня адаптации к профессии и трудовой деятельности на 35%.

Использование результативных средств профориентационной работы, отработанных методик диагностики.

Укрепление системы взаимодействия со школами и социальными партнерами.

Привлечение большего количества выпускников ОУ к обучению по предлагаемым специальностям.

Профотбор и подготовка более ориентированных на трудовую деятельность специалистов.

3. Индивидуальная работа с учащимися по выбору профессии

С целью повышения активности самого учащегося в поиске призвания, оказания ему помощи в самоопределении необходимо проводить коррекционную индивидуальную работу. В качестве консультанта может выступить методист, он рекомендует школьнику сферу трудовой деятельности, корректирует его действия, связанные с подготовкой к выбору профессии, но окончательный выбор предоставляется самому учащемуся.

Работа на данном этапе включает:

1. Составление с учащимися плана самоподготовки

2. Корректирование плана самоподготовки в процессе индивидуальных бесед.

3. Рекомендации, направленные на совершенствование подготовки сведения о конкретных учебных заведениях, где возможно приобрести соответствующую специальность, а также, в зависимости от подготовленности учащегося, пути профессиональное подготовки, рекомендации по участию в кружковой, общественной работе, чтению специальной литературы, подготовке докладов, тренировке индивидуальных качеств, развитие общетрудовых качеств.

5. постоянная индивидуальная работа с семьей, привлечение родителей к участию в профессиональном самоопределении, совместный анализ его учебной деятельности.

Несомненно, что рекомендации профориентационного характера в каждом конкретном случае индивидуальны. Однако, затруднение учащихся при выборе профессии, можно назвать типичные. Которые обусловливают особенности построения индивидуальной работы: 1. Неустойчивые познавательные интересы, частая смена профессиональных намерений

2) отсутствие анализа своих возможностей при выборе профессионального пути

3) слабое представление о содержании избираемой профессии и профиля трудового обучения.

4) случайные мотивы выбора профессии

5) неуверенность в своих силах.

В процессе индивидуальной работы с учащимися нужно помочь в зависимости от типа затруднений, преодолеть их. Беседа должна включать вопросы о содержании труда, о требованиях профессии к человеку, взаимосвязи учебной и трудовой деятельности, перспективах развития профессионального роста в данной рабочей профессии.

Всесторонние изучение личности учащегося - необходимая основа индивидуальной работы. Однако педагогам часто трудно определить всю совокупность свойств личности, которая отвечала бы требованиям той или иной профессии. Поиск соответствия возможен лишь в условиях систематического и продолжительного изучения учащегося в целях профессиональной ориентации. В процессе консультации изучают и направляют развитие у учащихся интересов. Склонностей, способностей, не сковывая их инициативы при выборе профессии, помогают им лучше разобраться в себе. Своих личных качеств. Учитель содействует поиску учащимся своей профессии. Успех профориентационной работы с учащимися во многом зависит от уровня квалификации консультанта: глубины его знаний об общих основах профориентационной работы в школе, владения методами диагностики личностных особенностей, умения учитывать возрастные особенности учащихся, составлять индивидуальные характеристики, проводить индивидуальные консультации с учащимися, их родителями, педагогами, вырабатывать профконсультационное заключение. Изучение личности учащихся должно охватывать все ее подструктуры: направленность, способности, характер, темперамент.

Утверждено приказом директора

МБОУ «СШ д. Охона»

от 14.09.2015 г. №

Комплекс мер,

направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся

МБОУ «СШ д. Охона»

на 2015 - 2016 учебный год

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационные мероприятия

Оформление сменного стенда по профориентации:

«В мире профессий», «В помощь выпускнику», «Профессии, которые нам предлагают», «Куда пойти учиться»

Раз в месяц

Зам.дир. по ВР, ответственный по профориентации

Анализ результатов трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов.

Сентябрь

Зам.дир. по УВР

Обсуждение плана профориентационной работы на 2015 – 2016 учебные годы. Защита планов воспитательной работы по профориентационной работе.

Сентябрь-октябрь

Классные руководители

Оформление выставок по профориентационной работе и трудовому обучению

В течение года

Библиотекарь

Создание электронной страницы на сайте ОУ «Профориентационное образование»

Август

Зам.дир. по УВР

Создание банка информационно-методических материалов по профориентационной работе

В течение года

Зам.дир. по ВР, классные руководители

Работа с педагогическими кадрами

Сентябрь-октябрь

Зам.дир. по ВР

Включение в планы работы школьных методических объединений педагогов вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом

В течение года

Руководители МО, Зам.дир. по УВР

Проведение конкурса методических разработок внеклассного мероприятия

Апрель

Директор,

Зам.дир. по УВР

Отчёт учителей-предметников, классных руководителей о проделанной работе

Май

Зам.дир. по ВР

Совещание по вопросам профориентации, профессиональном обучении и социализации детей

Декабрь

Заместитель филиала МБОУ «СШ д. Охона» в г. Пестово

Работа с родителями

Организация лектория по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

Март

Зам.дир. по УВР

Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессии учащихся

По мере необходимости

Классные руководители, зам.дир. по ВР

Проведение родительского собрания «Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе»

По плану

Классные руководители, директор

Круглый стол «Выбирай свой путь» для 8,9,10,11 классов и их родителей с участием представителей учебных заведений

Март - апрель

Зам.дир. по УВР

Работа с учащимися

Анкетирование учащихся с целью выявления профессиональ- ной направленности в 6 – 8 классах

По плану

Педагог-психолог, классные руководители

Проведение декады по профориентации

Февраль

Зам.дир. по УВР, классные руководители

Конкурс рисунков для 1-6 классов «Моя будущая профессия»

По плану

классные руководители

Проведение профориентационной игры для 9-10 классов

По плану

классные руководители

Проведение дня самоуправления

Октябрь

Ученический комитет

Проведение диагностики среди учащихся 9-10 классов с целью выявления профессиональной направленности, личных профессиональных планов

Декабрь

классные руководители

Тематические классные часы профориентационной направленности для 8-10 классов

По плану

классные руководители

Использование в профориентационной работе Интернет-ресурсы

Постоянно

классные руководители

Организация встреч со специалистом «Центра занятости»

По плану

Зам.дир. по ВР

10.

Работа на пришкольном участке «Знакомство с профессиями, связанными с растениеводством» с 5-8 классом

Май - июнь

Зам.дир. по ВР

11.

Защита проектов, мультимедийных презентаций в 5-8 классах (неделя технологии)

Апрель

Учителя - предметники

ЖОЛОВАН С.В. Кандидат педагогических наук, доцент,
Ректор Санкт-Петербургской академии постдимломного педагогического образования

Эффективность форм профориентационной работы как фактор повышения качества профессионального образования

Необходимо отметить, что особенностью регионального рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы по рабочим профессиям.

В связи с этим важное место в работе педагогических коллективов уделяется профессиональному информированию, которое отвечает следующим требованиям:

Достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);
- актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);
- перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);
- обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
- доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);
- привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).

Сложность организации профессиональной ориентации с подростками требует решения двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.

В ГОУ НПО и СПО систематически используются разнообразные формы профориентационной работы, эффективность которых различна, по мнению работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (диаграмма 1).

Из данной диаграммы видно, что во всех образовательных учреждениях распространяется рекламная продукция и размещается информация на сайте. Однако результаты исследования выявляют их самую низкую результативность (распространение рекламной продукции и размещение информация на сайте по 19%). Эффективность проведения Дней открытых дверей самая высокая (52%), но недостаточная, т.к. используется систематически, но в традиционной форме. Низкая эффективность презентации образовательного учреждения в школах (30%), экскурсий в ГОУ НПО и СПО (22%) и выступлений на родительских собраниях (22%) обусловлена недостаточной заинтересованностью школ и гимназий города в совместной с учреждениями начального и среднего профессионального образования профориентационной работе. Активные формы профориентационной работы, несмотря на ограниченность их использования, подтверждают свою эффективность (профориентационные игры, викторины, фестивали – 45%, профессиональные пробы – 33%, мастер-классы – 30%).

Исследование мотивации поступления в ГОУ НПО и СПО, выбора профессии обучающихся на 1-5 курсах (диаграмма 2) определяет приоритетные направления профориентационной работы.

Анализ диаграммы показывает, что:

Большинство респондентов выбрали образовательное учреждение самостоятельно и осознано (42,6%);
- существенное влияние оказали родители (22,3%) и друзья (17,3%);
- заработная плата в выбранной отрасли не является определяющим мотивом выбора профессии (8,2%);
- достаточно высок процент тех, кто выбрал образовательное учреждение случайно (14,5%);
- необходимо обратить внимание на то, что рекламная деятельность ГОУ НПО и СПО недостаточно эффективна (3,5%).

Данные результаты находят подтверждение при исследовании мотивации поступления в ГОУ НПО и СПО, выбора профессии первокурсников 2010-2011 учебного года:

Большинство респондентов выбрали образовательное учреждение самостоятельно (39%) или на их выбор оказали влияние родители, другие члены семьи и родственники (36%);
- существенно влияние на выбор профессии друзей и соседей (19%);
- возможность получать хороший заработок по окончании обучения является для первокурсников одним из определяющих мотивов (36%);
- достаточно высок процент тех, кто выбрал образовательное учреждение случайно (легко поступить – 15%, легко учиться – 10%, не поступил(а) в ВУЗ, колледж – 10%, решил(а) поступать за компанию с друзьям – 8%);
- рекламная деятельность ГОУ НПО и СПО незначительно повлияла на выбор первокурсников (рекламные материалы образовательного учреждения (буклеты, памятки и т.п.) – 6% , СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы) – 3%, реклама образовательного учреждения, размещенная на транспорте и т.п. – 2%).

Для эффективной подготовки специалистов необходимо партнёрство учреждений общего, профессионального и дополнительного образования с работодателями. Результаты исследования показывают, что в этом направлении профориентационная работа недостаточная с точки зрения влияния на профессиональный выбор абитуриентов (влияние школьных учителей – 6%, педагогов дополнительного образования – 5%, психологов (профконсультантов) – 4%).

Анкетирование первокурсников позволяет определить, из каких источников они узнали о конкретном образовательном учреждении (диаграмма 3).

Из данной диаграммы видно, что информация в справочнике для поступающих в учреждения профессионального образования (27%) и от друзей, знакомых, соседей (23%) является определяющей. Необходимо отметить, что 51,6% обучающихся в ГОУ НПО и СПО посоветовали бы своим друзьям поступать в образовательное учреждение, в котором они получают профессию (специальность).

На базе 70% ГОУ НПО и СПО созданы профориентационные агитбригады, но только 50% хотели бы принять участие в городском конкурсе агитбригад в 2011 году. Дни открытых дверей, которые проводятся регулярно, недостаточно эффективны (14%), как и сайты образовательных учреждений (15%), посещения школ представителями образовательного учреждения (12%), участие в различных профориентационных мероприятиях(8%), ярмарки вакансий учебных мест в районе (7%), что совпадает с мнением работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

Проведенные исследования позволяют определить ожидания обучающихся от образовательных учреждений (диаграмма 4).

Приоритетными являются получение профессии, прочные знания по предметам и умение самостоятельно мыслить. Так же отмечаются возможность гарантированного устройства по окончании обучения и опыт общения с людьми. Выбранную профессию (специальность) считают востребованной на рынке труда 24% первокурсников. Результаты исследования подтверждают взаимосвязь востребованности профессии (специальности) на рынке труда с удовлетворенностью выбранной профессией (специальностью) (диаграмма 5).

В процессе обучения наблюдается положительная динамика по вопросу востребованности профессии (специальности) на рынке труда. 52,2% обучающихся в ГОУ НПО и СПО считают, что будущая профессия (специальность) очень востребована, 27,4% - что востребована недостаточно, 4% - что будет востребована очень скоро. Однако 6,4% считают, что совершенно не востребована. Эти данные соответствуют уровню удовлетворенности выбранной профессией (61,6% - довольны своим выбором, 27,1% - еще не определились в своем отношении к выбранной профессии (специальности), 6,4% - абсолютно все равно и 4,3% - разочарованы в выборе).

По результатам исследования определены мероприятия, проводимые образовательными учреждениями профессионального образования для решения нескольких взаимосвязанных задач:

Утверждение обучающихся в правильности выбора профессионального образования (диаграмма 6);
- социальная и профессиональная адаптация в ходе образовательного процесса к рынку труда (диаграмма 7);
- трудоустройство по полученной профессии (диаграмма 8)

Анализ диаграммы показывает, что для утверждения обучающихся в правильности выбора профессионального образования:

Организуются экскурсии на предприятия города (100%);
- проводятся конкурсы профессионального мастерства (63%);
- различные творческие конкурсы и встречи с выпускниками (по 45%).

Результаты анкетирования работников ГОУ НПО и СПО свидетельствуют о том, что так же проводятся классные часы, беседы мастеров производственного обучения, посещение музеев, временное трудоустройство по выбранной профессии в свободное от учебы время, анкетирование и тестирование обучающихся (по 27%).

Анализ диаграммы показывает, что для социальной и профессиональной адаптации в ходе образовательного процесса к рынку труда:

Проводится обучение по курсу «Основы поиска работы и трудоустройства» (100%);
- организуются экскурсии на предприятия (63%);
- осуществляется индивидуальное сопровождение обучающихся во время производственной практики (55%);
- проводятся конкурсы профессионального мастерства, встречи выпускников с работодателями и представителями Центра занятости, анкетирование и тестирование обучающихся (по 36%);
- оказывается содействие временному трудоустройству обучающихся, и проводятся различные имитационные, деловые, организационно-деятельностные игры (по 27%);
- проводятся беседы с учащимися о перспективах развития отрасли, мониторинг вакансий и заработных плат (по 18%).

Анализ диаграммы показывает, что для трудоустройства по полученной профессии:

Проводятся собеседование работодателей с выпускниками и встречи с представителями социальных партнёров (91%);
- информируют выпускников о вакантных рабочих местах на предприятиях (73%);
- заключаются долгосрочные договора с предприятиями на подготовку, стажировку и трудоустройство выпускников (63%).

Результаты исследования определяют основные проблемы в профориентационной работе, по мнению работников учреждений начального и среднего профессионального образования (диаграмма 9).

Из данной диаграммы видно, что основные проблемы в профориентационной работе следующие:

Не создаются условия для профориентационной работе в школе для представителей ГОУ НПО и СПО (67%);
- недостаточно методической продукции по вопросам организации и проведения профориентационной работы (37%);
- использование в профориентационной работе только традиционных форм и методов (15%);
- недостаточный уровень профессиональной компетентности работников учреждения по вопросам профориентационной деятельности (12%).

Исходя из данных диаграмм, необходимо обратить внимание на мероприятия по психологическому сопровождению для утверждения обучающихся в правильности выбора профессионального образования, для социальной и профессиональной адаптации в ходе образовательного процесса к рынку труда, для трудоустройства по полученной профессии.

Несмотря на недостаточную эффективность, в 2010-2011 учебном году на базе образовательных учреждений планируются аналогичные профориентационные мероприятия. 30% не планируют проводить встречи с успешными работниками производства и лицами, достигшими значительных успехов в трудовой деятельности, окончивших ОУ НПО и СПО и начавших свою трудовую карьеру с рабочих профессий. 33% планируют приглашение только тех, с кем ранее проводились подобные встречи. 10% проводят подобные мероприятия только с выпускниками, которые в настоящее время работают в том же ГОУ НПО и СПО.

Результаты исследования позволяют обобщить предложения от образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по повышению эффективности профориентационной работы (диаграмма 10).

Исходя из данной диаграммы видно, что целесообразно решение следующих вопросов:

Создание более благоприятные условия для профориентационной работы в 9-11 классах школ и гимназий города (42%);
- разработка методических рекомендаций для школ и учреждений НПО и СПО с конкретными предложениями для обеих сторон (30%);
- организация совместных мероприятий (конференции, семинары, круглые столы) по вопросам профориентации с представителями школ, с работодателями (23%);
- дополнительное финансирование профориентационной работы (18%);
- повышение квалификации специалистов (18%);
- создание общего сайта с форумом (18%);
- информирование в СМИ о мероприятиях, которые проводятся в ГОУ НПО и СПО (6%);
- издание сборника действующих нормативных документов (6%).

Проблема критериев оценки эффективности профориентационной работы разрабатывается давно (Вершинин, 1990; Климов, 1983; Пряжникова, Пряжников, 2005, С.303-306 и др.). К сожалению, существующие критерии во многом несовершенны, и пока это самый болезненный (нерешенный) вопрос не только профориентации, но и все практической психологии.

Нерешенность проблемы критериев приводит к взаимному непониманию между: профконсультантами и клиентами (школьниками и их родителями), профконсультантами и руководством различных образовательных учреждений, профконсультантами и руководителями предприятий, профоконсультантами и местной властью (отвечающей за кадровую политику), а также – между самими профконсультантами, придерживающимися разных взглядов на сущность профориентационной помощи…

Сами критерии должны давать ответ на вопрос, насколько успешно решаются поставленные задачи и достигаются сами цели профориентации? Соответственно, критерии являются производными от четко сформулированных целей и задач.

При этом, именно цели выступают важнейшим условием создания системы профориентационной работы на уровне страны в целом, регионов, отраслей и конкретных психолого-педагогических учреждений (школ, психологических центров, профессиональных учебных заведений), где могут работать профконсультанты (см. Пряжников, 2010, С.6-18).

Для сегодняшнего дня характерна некоторая фрагментарность всей кадровой политики в стране, и как следствие, - фрагментарность профориентационной работы со школьниками.

Мы считаем, что при разработке новых (и совершенствовании имеющихся) критериев оценки эффективности профориентационной работы со школьниками необходимо ориентироваться на перспективу создания действительно системной и комплексной кадровой политики страны. Сами критерии эффективности также должны быть системными и комплексными. При этом можно кратко обозначить основные ориентиры и требования к системе таких критериев:

1.Соотнесенность с главными задачами кадровой политики государства . Даже, если на сегодняшний день они четко и не сформулированы, то специалисты по профориентации в своих проектах (концепциях) могут предложить свое видение этих целей.

2.Опира на принцип преемственности профориентационной работы, трудового воспитания и обучения . В частности, необходимо разрабатывать критерии, специфичные для разных уровней такой работы:

1) по дошкольному трудовому воспитанию;

2) по школьной профориентации (при этом различать критерии для начальной и средней школы, для старшеклассников и выпускников школы);



3) по собственно профессиональной подготовке, где также различать разные уровни профессионального образования: колледжи и вузы, разные уровни вузовской подготовки (бакалавриат и магистратуру), а также – отдельные критерии по содействию трудоустройству выпускников;

4) профориентационная помощь для работающих специалистов (в рамках кадровой политики организаций – через управление персоналом);

5) для незанятого населения и безработных (через систему служб занятости);

6) для управления миграционными процессами (включая и внешнюю, и внутреннюю миграцию);

6) для пенсионеров, способных трудиться

Выделение разных уровней профориентационной работы должно строиться на основе идеи управления человеческим ресурсом, что позволит лучше осознать специфику школьной профориентации. Например, нерешенность некоторых задач предшествующих уровней заставляет расширять задачи вышестоящего уровня, и наоборот. Учитывая то, что реально профориентационной работой на многих уровнях не занимаются, можно предположить, что именно школьная профориентация на начальных этапах создания общей системы должна взять на себя больше задач, но по мере развития этой системы, часть задач передавать на другие уровни. При этом специфично школьные задачи должны уточниться и углубляться (становится более сложными).



3.Реализовать принцип системности , предполагающий участие всех социальных институтов в профориентационной работе со школьниками: школ, семьи, профессиональных учебных заведений, организаций и предприятий, медицинских учреждений, средств массовой информации (СМИ), психологических центров (государственных и негосударственных), служб занятости, правоохранительных учреждений, общественных организаций и др.. Это предполагает уточнение для каждого социального института специфических задач и разработку соответствующих критериев их эффективности, ориентированных на общую цель.

4.Принцип комплексности , предполагающий работу по основным направлениям: профинформирование, профдиагностику, морально-эмоциональную поддержку самоопределяющимся школьникам, помощь в конкретных профессиональных выборах и помощь в планировании перспектив дальнейшей жизни. Соответственно, по каждому направлению также должны быть выделены критерии эффективности. Поскольку именно этот принцип ближе к решению конкретных практических задач профориентации, выделим примерные параметры оценивания эффективности работы по каждому из направлений:

1) Профинформационная работа:

Полнота представлений о мире профессий (в основе – системные знания и умение группировать профессии по различным признакам);

Точность знания профессий (особенно, наиболее популярных и востребованных);

Знание ситуации на рынке труда;

Готовность прогнозировать развитие рынка труда (и потребности в тех или иных профессиях);

Знание учебных заведений по подготовке тех или иных специальностей;

Знание особенностей поступления в вузы и колледжи;

Представление о местах трудоустройства после приобретения конкретных профессий и окончания конкретных учебных заведений;

Знание путей подготовки к профессии;

Знание основных внешних и внутренних препятствиях на пути к профессиональным целям;

Знание основных ошибок, совершаемых при выборе профессии и планировании перспектив своего развития и др.

2.Профдиагностика:

Представление о своих намерениях, ценностях и смыслах;

Представление о дальних, ближних и ближайших профессиональных и жизненных целях (умение соотносить эти цели, делать их взаимодополняющими)

Представление о своих возможностях и недостатках (личностных характеристиках, особенностей характера и темперамента, психофизиологических и двигательных характеристиках и т.п.);

Представление о своей готовности использовать возможности (достоинства) и преодолевать недостатки;

Представление о своей жизненной и карьерной ситуации – «ситуации самоопределения» (по Е.А.Климову), т.е. насколько она облегчает или затрудняет достижение профессиональных целей);

Представление о способах использования преимуществ своей ситуации самоопределения и о способах преодоления ограничении этой ситуации.

3) Морально-эмоциональная поддержка:

Оптимистичный взгляд на свое будущее (основанный на вере в свою готовность преодолеть любые преграды на пути к цели);

Готовность к самообладанию в сложных ситуациях профессионального, жизненного и личностного самоопределения (умение не унывать, держать себя в руках, концентрироваться на главном);

Умение учиться на своих и чужих ошибках (мудрое отношение к ошибкам и неудачам);идти на определенные (разумные) компромиссы, когда «вынужденно» приходится делать совсем не то, о чем мечтал (например, готовится к дурацким экзаменам или выполнять нелепые правила и условности в родном учебном заведении и т.п.) – и все это ради достижения главной цели;

Умение помогать своим друзьям, родным и близким (по принципу, «когда кому-то помогаешь, меньше переживаешь и собственные проблемы»);

Нравственная состоятельность выборов, т.е. уверенность в этической правомерности своих намерений (заметим, что сомнения в этом случае могут деморализовать самоопределяющуюся личность);

Владение приемами саморегуляции в трудных ситуациях (практическое самообладание);

Умение выделять жизненные и карьерные приоритеты для данного момента и данной ситуации развития;

Знание специалистов (или психологических центров), куда можно обратиться за морально-эмоциональной поддержкой и др.

4) Помощь в принятии решении и конкретных выборах:

Владение приемами обоснованного выбора;

Учет основных факторов выбора;

Соответствие целей и средств (возможностей), т.е. реалистичность выбора;

Умение обосновывать и отстаивать правомерность своих выборов;

Готовность к волевому усилию в случае выбора равноценных альтернатив;

Этическая правомерность выбора (соответствие моральным нормам, закону и собственным нравственным представлениям самоопределяющегося подростка и его ближайшего окружения).

5) Помощь в планировании перспектив своего развития:

Логическая преемственность действий по достижению целей;

Умение разбивать цели на более простые и понятные задачи (карьерные шаги);

Умение выделять альтернативные варианты планов;

Умение выделять наиболее оптимальные варианты планов (из набора альтернатив);

Умение совмещать в своих планах профессиональные, жизненные и личностные цели (стремиться к минимизации противоречий между ними);

Умение самостоятельно реализовывать свои намерения (особенно, делать первые, наиболее сложные самостоятельные шаги) и др.

Из приведенных примеров видно, что некоторые критерии по разным направлениям работы могут совпадать, что свидетельствует том, что вся работа взаимосвязана и направления выделятся лишь для удобства анализа, самоанализа, т.е. для оценивания и самооценивания. К сожалению, даже выделенных параметров достаточно много и всеми ими пользоваться вряд ли получится. В этом случае, можно выделить наиболее важные («работающие») параметры и ориентироваться именно на них.

Понятно, что для реального использования этих параметров необходимо еще выделить по каждому из них: 1) систему показателей (через что проявляются эти параметры); 2) расписать эти показатели по уровням проявления (т.е. по каждому уровню выделить показатели, чтобы можно было определить, на каком уровне развития находится данный учащийся) и 3) разработать сами процедуры оценивания (через опросники, тесты, задания, данные наблюдения и беседы, через самоотчеты учащихся и т.п.). Некоторые из таких процедур описаны во второй части данного пособия, а многие – еще предстоит разработать. Также замечено, что эти процедуры лучше использовать не только как «чисто» диагностическое средство, но как реальные методы психолого-педагогического воздействия на учащихся. При этом диагностика (и оценивание эффективности работы) должны в идеале осуществляться в режиме формирующего эксперимента.

5.Принцип взаимодействия психологов и педагогов с клиентами и заказчиками, предполагающий их активизацию и направленный на формировании у клиентов готовности к самоопределению. Здесь также можно разработать специальные критерии и показатели такой активности (и клиентов, и профконсультантов), а также – уровни готовности к взаимодействию.

6.Принцип простоты и доступности методов профориентационной работы, позволяющий организовывать реальное взаимодействие профконсультантов с клиентами. Данный принцип позволяет оптимизировать работу и организовывать более эффективное взаимодействие, основанное на «обратной связи» с клиентом, а также – дискуссий и спорам по наиболее важным позициям, когда всем участникам взаимодействия понятно, что происходит и они имеют возможность на равных высказывать свои мнения и оценки. Соответственно, можно было бы разрабатывать критерии и показатели для оценки «используемости» профориентационных методов и программ.

7.Принцип индивидуального подхода и совместного творчества с клиентами , предполагающий возможность выделения с клиентами новых критериев, учитывающих индивидуальные особенности клиентов – в разумных пределах.

8.Принцип этической состоятельности критериев , т.е. соотнесенность оказываемой помощи с правовыми и моральными нормами, а также – соотнесенность с представлениями о «достойных» выборах самого клиента и профконсультанта.

9.Принцип взаимодополнения разных систем оценки эффективности работы, например:

1) разумное сочетание количественных критериев, отражающих изменения (улучшения) в психических характеристиках клиента, его поведении и достижениях, которые можно измерить математически и качественных критериев, отражающих изменения в сознании клиента и его готовности самостоятельно решать профориентационные задачи, которые не поддаются математическому измерению, но которые можно описать словесно;

2) сочетание оперативных критериев, позволяющих производить оценку непосредственно в ходе работы и долгосрочных критериев, ориентированных на перспективу и предполагающих успех в обозримом будущем;

3) разумное сочетание платных и бесплатных форм профориентационной помощи. При этом необходимость платных форм помощи связана с недостаточным уровнем развития профориентации как важного элемента государственной кадровой политики, и соответственно, по мере развития этой политики (осознания властью необходимости вкладывать средства в развитие и распределении трудового ресурса страны), значимость платных форм будет сокращаться. Но пока это неизбежно.

Говоря об эффективности профориентационной работы и способах оценки такой эффективности, следует помнить о том, что чисто «экономический» подход здесь не всегда уместен. Если в экономике, эффективность обычно оценивают как оптимизацию различных затрат, необходимых для производства единицы продукции, то в психолого-педагогической профконсультационной помощи различные варианты «экономии» средств не позволят осуществлять эту помощь качественно. Например, не следует экономить время на профориентационную работу, ведь за одну короткую консультацию вряд ли удастся рассмотреть все сложные вопросы, связанные с самоопределением и планированием жизни. Тем более, что во всех направлениях психологического консультирования и психотерапии с клиентом работают на длительной основе (многократные встречи в течение нескольких недель или месяцев). Соответственно, оценивая эффективность такой растянутой по времени работы, можно было бы делать это поэтапно, выделив специфические задач каждого этапа и разработав соответствующие критерии и показатели, отражающие «прогресс» в профориентационной подготовке клиента.

Кроме того, можно выделить критерии официальные , требуемые для составления отчетов и профориентационной работе, и критерии реальные - для самого профконсультанта , которые он мог бы использовать для самооценки своего труда и самосовершенствования. Понятно, что профконсультант вправе самостоятельно выделять ориентиры своего профессионального самосовершенствования, соотносимые с общими целями профориентации и иметь право не сообщать об этом другим людям (руководству, коллегам, клиентам) до тех пор, пока сам не посчитает нужным это сделать.

3.5.Перспективные идеи развития системы «школа-колледж-вуз-

производство»

Идея взаимодействия школы, профессиональных учебных заведений (университетов) и производства имеет старую историю. Можно вспомнить и о «трудовой школе» (И.Г.Песталоцци, Т.Мор, Т.Кампанелла, Ш.Фурье, Г.Кершенштейнер и др.), и о «политехническом воспитании» (Бехтерев В.М., Н.К.Крупская, А.В.Луначарский и др.), и о разных вариантах производственной практики учащихся послевоенного периода, и об идее общественно-полезного труда школьников (Д.И.Фельдштейн и др.), и о летних лагерях труда и отдыха для школьников, и о студенческих стройотрядах, и о системе «шефской помощи» школам со стороны предприятий, и о системе «втузов», и о системе «школа-вуз-предприятие» и о многом другом.

При несомненно имевшемся позитивном опыте такого взаимодействия, можно выделить и спорные, и неудачные моменты. Если оценить последний опыт организации взаимодействия «школа-вуз-предприятие» и его неудачи, то следует выделить следующие причины, осложняющие такое взаимодействие :

1.Низкая заинтересованность как со стороны администрации школ, так и со стороны представителей организаций (типа, «своих забот хватает»).

2.Сложная ситуация на рынке труда, когда многие отрасли фактически либо деградируют, либо очень слабо развиваются, и как следствие, они мало заинтересованы в притоке новых работни ков, тем более, выпускников школ, колледжей и вузов («своих специалистов работой обеспечить не могут»).

3.Почти полное устранение власти от укрепления такого взаимодействия. Хотя у власти есть возможности создавать налоговые и другие льготы для поощрения тех организаций, которые тесно сотрудничают со школами, колледжами и вузами.

4.Слабое общественное мнение (включая и психолого-педагогическую общественность?), не способное культивировать идею такого сотрудничества и поощрять потенциальных участников взаимодействия, а также власть к совершенствованию всей системы профориентации.

5.Слабая содержательная преемственность между разными этапами развития субъекта труда и профессионального самоопределения. Например, часто учебные программы содержательно не состыкуются с последующим обучением в колледжах и вузах, когда студентам первых курсов радостно заявляют: «Забудьте все, чему вас учили в школе!» (нам известны и такие случаи)… Или другие примеры, когда в различных «школах юных…», организованных при некоторых вузах для школьников (и хорошо, что организованных, т.к. это не везде и встречается!) вузовские преподаватели просто читают такие же лекции, как и для студентов, т.к. просто не знают, о чем еще рассказывать учащимся школ…

6.Слабая готовность многих педагогов вузов и работников организаций к работе со школьниками (при проведении экскурсий, на днях открытых дверей, в уже упоминавшихся «школах юных…» и т.п.).

7.Слабое финансирование (и стимулирование) этой работы, когда работникам школ, вузов и организаций приходится тратить на это свои сил и время, но кроме скупой устной благодарности (или однообразных грамоток) они ничего и не получают. Хотя в любой организации всегда можно найти людей, с радостью работающих с детьми и подростками даже в рабочее время.

8.Слабая материальная база для такого рода сотрудничества, ведь помимо интересных разговоров, школьникам иногда просто хочется попробовать сделать что-то своими руками… Кстати, именно такой позитивный опыт был в советское время, Например, мы и сами посещали еще в конце 60-хх гг. прошлого столетия «Школу юных медиков» при ростовском мединституте, когда уже на практических занятиях нам даже разрешали вести прием пациентов на базе центрального городского травпункта (за исключением сложных случаев, когда подключались уже настоящие специалисты-травматологи)…

Можно вспомнить и о системе «профессиональных проб», разработанных японским профессором С.Фукуямой (1989), когда в течение трех лет старшеклассники в обязательном порядке знакомятся с основными сферами японского производства, практически работая в специальных учебных мастерских на профильных предприятиях. В итоге, к моменту окончания школы, японские выпускники хорошо сориентированы и обычно делают достаточно осознанные выборы. Может, и этим объясняется феномен «японского чуда», когда все было вложено на создание высокотехнологичной экономики, основанной, прежде всего, на грамотной профориентации и системе образования. К сожалению, сейчас, в современной России для многих организации и предприятий организация такой работы со школьниками и учащимися колледжей покажется «роскошью».

Для наших предпринимателей и руководителей (даже государственных организаций) гораздо важнее приобретать дорогие персональные автомобили (которые можно покупать в собственность уже через год как «списанные» за гораздо меньшую цену), содержать целые армии охранников и организовывать баснословные по своей стоимости «корпоративы-пьянки» (типа, «для сплочения коллектива») и все такое прочее…

Если несколько пофантазировать и помечтать о «лучших временах» (а они, несомненно, наступят!!!), то можно выделить следующие основные дискуссионные идеи о совершенствовании системы взаимодействия «школы-колледжа-вуза-организации» :

1.Со стороны власти важно создать организационные условия для такого взаимодействия, поощряющие все потенциальных участников к поиску общих интересов. А общий интерес должен определяться общей целью – формирование достойных граждан своей страны (см. раздел 1.1). Помимо материальных условий и стимулов (льготного налогооблажения и т.п.), важно создать систему моральных стимулов, направленных на поднятие престижа и укрепления репутации участников взаимодействия. Например, к числу моральных стимулов можно отнести широкое оповещение об этом в СМИ, особые звания, статус, а может и некоторые дополнительные права (например, право на прием талантливых абитуриентов по своим правилам и т.п.).

2.Признание того факта, что ранняя одаренность у некоторых школьников может проявляться и в отношении изучения таких дисциплин, которые должны осваиваться только в вузе. В этой связи создать условия для возможности самостоятельного изучения некоторых дисциплин, не предусмотренной школьной программой и сдачей школьниками соответствующих экзаменов. Мы вполне допускаем, что некоторые увлеченные старшеклассники смогут успешно конкурировать в этом даже с студентами. И если экзамены будут успешно сданы (а также написаны и успешно опубликованы статьи по интересующему школьника вопросу), то для него это будет прекрасным стимулом и для поступления в соответствующий вуз. Понятно, что такая подготовка к экзаменам предполагает реальное сотрудничество школы и вуза. Но мы об этом пока рассуждаем скорее плане фантазии (проектирования возможного будущего), хотя некоторые реальные примеры воплощения этой идеи можно найти и в наше время и в истории, когда талантливые подростки экстерном заканчивали университеты…, а некоторые юноши командовали полками…, а некоторые школьники делали математические открытия или писали…

Для повышения общей мотивации (и школьников, и учащихся колледжей, и студентов, и преподавателей) можно было бы работать над конкретными проектами. Желательно, чтобы это был не один грандиозный проект, а множество маленьких проектов, где участники не смогли бы отделаться формальным присутствием. Опыт показывает, что именно участвуя в совместной деятельности и сталкиваясь с реальными сложностями, человек начинает понимать, что для решения проблем нужны и знания, и умение сотрудничать друг с другом. А для преподавателей – это прекрасный способ продемонстрировать важность знания при решении проблем, а также – хорошая экспериментальная площадка для совершенствования своего умения доносить свои знания доходчиво и до студентов, и до школьников.

3.Признание того факта, что школьники вполне способны выполнять многие профессиональные функции, не хуже взрослых . Понятно, что для формирования настоящего профессионала нужны и образование, и опыт, и личностная, и гражданская зрелость (развитая ответственность). Но ведь и не все взрослые (профессионалы) могут похвастаться тем, что в полной мере обладают и хорошими знаниями, и опытом, и гражданской зрелостью… Можно приводить множество примеров, когда для выполнения некоторых работ достаточно домашнего самообразования или обучения у знакомых (по схеме ремесленной подготовки), естественно, основанного на высокой увлеченности и мотивации. Мы уже упоминали собственный пример, когда на «кураже» мы со сверстниками (учащегося 8-го класса) быстро освоили нехитрые приемы оказания медицинской помощи пациентам городского травпункта в Ростове-на-Дону. Врачи-терапевты нам (практикантам «Школы юного медика») даже разрешили вести прием, пока не появлялись сложные случаи (открытие переломы, излишне нервные и возбужденные больные и т.п.). А мы еще и гордились, что внешне были похожи на настоящих врачей и к нам даже обращались – «Доктор, помогите!»… Примечательно, что самый увлеченный из нас так и не смог поступить в ростовский мединститут, хотя пытался сделать это несколько раз: проклятые экзамены по физике и химии (!). А ведь, наверняка, мог бы с стать прекрасным хирургом, если бы еще тогдашняя система отбора абитуриентов была бы более разумной…

Другие примеры из армейской службы. Мы не раз наблюдали, как обычные рядовые солдаты серьезно консультировали своих офицеров, закончивших высшее военно-техническое училище по вопросам сложного ремонта военной техники. А все потому, что солдаты – из деревень, где они с раннего детства знают эту технику наизусть (заметим, без специального образования!). Можно привести многочисленные примеры из современной жизни, когда школьники-двоечники демонстрируют готовность работать с современной компьютерной техникой и нередко их даже приглашают (легально или не легально) сотрудничать с компьютерными фирмами…

Мы считаем, что школьникам обязательно следует давать возможность проявлять свои возможности не только в учебном или досуговом, но и в настоящем труде, получая за это соответствующее вознаграждение. Понятно, что необходимо ограничить такое привлечение школьников к труду, ведь важнее для них должна быть именно учеба. Речь идет лишь о нахождении разумного соотношения работы (на добровольной основе) и учебы (на обязательной основе)…

Здесь также наиболее эффективной формой сотрудничества могли бы стать совместные проекты по решению практических (производственных) проблем (при взаимодействии школы, колледжа и предприятий).

3.Большие споры вызывает сейчас идея многоуровневой подготовки специалистов. Фактически, многоуровневость была и раньше, например, начальное, среднее и высшее образование. Сейчас многие ломают голову, чтобы понять достоинства и недостатки системы бакалавр-магистр. Мы считаем, что нельзя соотносить многие профессии с определенным уровнем образования. Например, каким бы высококвалифицированным не был бы токарь шестого разряда, он всегда относится к начальному профессиональному образованию, даже когда к нему ходят консультироваться инженеры и остепененные конструкторы (типичная ситуация на оборонных предприятиях советского периода). Сейчас все чаще раздаются призывы ввести «технический бакалавриат», позволяющий относить высококвалифицированных рабочих хотя бы к уровню бакалавра… Нам же думается, что во многих профессиях следует выделить свои уровни мастерства таким образом, чтобы высококвалифицированный парикмахер не чувствовал свою ущербность по сравнению с высококвалифицированным ученым или фермером. Понятно, что в реальности существуют нелепейшие несостыковки по оплате труда разных специалистов, что еще больше затрудняет выравнивание статусов представителе разных профессий, обладающих примерно одинаковым уровнем мастерства. Но здесь есть, над чем думать…

4. Проблема многопрофильности (универсальности, разносторонности, политехничности) образования, когда человек все больше уходит от «узкой специализации» и развивается в разных направлениях. Такое развитие благотворно для экономики и для конкретных организаций, поскольку разносторонний работник легче переключается на новые задачи, он не требует больших вложений в его образование, а потому он – более рентабелен и эффективен (при условии включения его в систему непрерывного образования). Но это благотворно и для самого работника, ведь известно, что профессиональные деструкции личности чаще возникают у работника, вследствие его многолетней однообразной работы. Освоение разных специальностей (и получение соответствующих дипломов и сертификатов) расширяет возможности и для трудоустройства. Более того, у человека появляется возможность более серьезно освоить и те виды деятельности, где наблюдается высокая конкуренция (артистические профессии, сфера науки и искусства и т.п.). Например, человек работает по основной профессии, но на досуге выполняет более интересную для себя работу, но как любитель (не за деньги, а для «души»).

Нам представляется, что в ближайшей перспективе такое расширение профессионального кругозора станет даже востребованным на современных производствах. Объяснение здесь следующее. Современный человек в технологическом плане становится все более совершенным. Современные информационные технологии сделали для него доступным многие сферы деятельности, т.е. современный человек стал более образованным и информированным, чем человек, живший всего лишь несколько десятилетий назад (мы здесь не станем обсуждать проблему ценностно-смысловой деградации современного человека).

Такая осведомленность и образованность часто делают для него не интересными многие виды деятельности, которые раньше считались сложными. В итоге, современный человек часто скучает на работе и деградирует, не имея возможности применить (реализовать) весь свой немалый потенциал. Недаром появились такие термины как «офисный планктон», а некоторые книги называются еще страшнее – например, книга американского автора Дэвида Болоховера «Живые мертвецы. Шокирующая правда об офисной жизни» (2006), в которой приводится масса примеров откровенной тупизны и бестолковой работы, даже несмотря на то, что люди работают на компьютерах, в современных интерьерах и т.п. Нередко «спасением» для таких работников являются склоки, развлечения, пустые разговоры в курилках, игры на компьютере и путешествия по сайтам Интернета (по Болоховеру, в среднем – до 1,5 часов в неделю) – по принципу, «лишь бы не отупеть окончательно!».

В этих условиях можно предложить более достойные варианты сохранения (и самосохранения) психического здоровь и самоуважения работников в условиях все усиливающейся примитивизации их труда (по отношению к возрастающему уровню образования и осведомленности сотрудников): 1) расширение досуговой деятельности, предполагающей такую же профориентацию по выбору наиболее подходящих увлечений; 2) пересмотр, оптимизация графиков работы во многих организациях, когда высвободившееся время можно было бы тратить либо на развивающий досуг, либо на выполнение работ по другим профессиям (если работник их освоил), либо выполнение некоторых работ вообще на дому (современный Интернет делает это все более доступным и даже желательным, т.к. организация меньше тратит средств на аренду и оснащение помещений, на оплату транспортных услуг по доставке работников и т.п.).

Наконец, у самого работника (если он освоил разные специальности) появляется возможность со временем менять род своей деятельности или делать в работе значительный перерыв, занимаясь другим делом. Опыт показывает, что особенно в творческих профессиях, это даже повышает эффективность труда. Например, преподаватель вуза, который иногда со временем «одуревает» от лекций, семинаров и экзаменов, может пойти работать по своему профилю на производство или заняться научными исследованиями, а то и пойти в школу. Набравшись новых впечатлений, он может опять вернуться к преподавательской деятельности с новыми силами и с новой мотивацией. Студенты т этого только выиграют.

Повторяем главную мысль – будущее за разносторонними работниками. К сожалению, второе профессиональное образование у нас – платное… При этом в развивающихся организациях часто повышение квалификации и переподготовка персонала осуществляются в обязательном порядке и, естественно, за счет само организации, т.к. развитие человеческого ресурса – это важнейшее условие эффективности, что предполагает существенные вложения в персонал (отсюда и термин – «человеческий капитал», означающий, что эти вложения являются основой процветания фирмы). Но в обществе некоторые очень важные люди этого не понимают: наверное, плохо учились и плохо разбираются в менеджменте, в экономике, в политике. Хотя, мы обсуждаем вопросы, понятные даже на уровне здравого смысла…

Представленные выше «фантазии» могут стать темами для специально организованных дискуссий по проблеме совершенствоания взаимодействия «школы-колледжа-вуза- предприятия». Эти дискуссии могли бы быть полезными для руководителей, работников образования, а также – для самих школьников и учащихся колледжей, ведь именно им в недалеком будущем преобразовывать страну…

Глава 4. ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ

ПРОГРАММ, ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЙ И

Суть проблемы заключается в том, что хороших и общеприня­тых критериев оценки эффективности работы психолога-проф-консультанта нет!

Нерешенность проблемы оценки эффективности часто приво­дит к следующим издержкам:

К взаимному непониманию между психологами-профконсуль- т антами и их руководителями (например, руководителю сложно бывает оценить работу психологов-подчиненных);


К непониманию между профконсультантом и его клие*
(например, когда родители и сами школьники ожидают от псих^
лога одного, а получают совсем иную помощь);

К непониманию между коллегами-психологами (что выра
ется во взаимных упреках и обвинениях в непрофессионализл

К неадекватной самооценке профконсультантом своего

К этому можно добавить, что само развитие теории и пра* ки профессионального самоопределения напрямую связано с < знанием целей, задач и возможных результатов профконсульт ционной помощи.

Основные требования к показателям эффе) тивности профессионального самоопределени!

1) компактность, удобство при практическом использова*

2) возможность оценивать профессиональное самоопределе*
во всей целостности (с выделением самого существенного);

3) сочетание количественных и качественных методов оце*
затрагивающих не только внешние действия и поступки, но|
внутренний мир (чувства, переживания, мысли) самоопреде
ющегося человека;

4) понятность критериев и показателей не только для щ
консультанта, но и для самих подростков (для возможности сан
оценки успешности своих профессиональных выборов);

5) прогностичность оценок, которая позволила бы не тс
оценивать наличный уровень самоопределения (как уже некс
рый достигнутый результат), но и рассматривать процесс
фессионального самоопределения в его динамике и, таким об|
зом, предсказывать предполагаемые результаты.

При этом в современных условиях (при общей нестабильнс социально-экономической ситуации в стране) именно прогар точность профессионального самоопределения становится важне шим условием ее эффективности.

На первый план в работе со школьниками-подростками вые пает не столько определение их готовности к данной (выбир мой) профессии, сколько прогнозирование этической и смыс вой (личностной) приемлемости для них этой профессии в жайшей перспективе.

В профориентации (как и в других направлениях психолог остро стоит проблема соотношения количественных и каче ных показателей эффективности деятельности психолога-nj консультанта.

Примеры количественных показателей:

Количество отконсультированных за определенное время;

Удельный вес тех или иных форм работы (индивидуалы-
консультации, массовые опросы, сколько школьников «охваЧ
но» играми и т.п.);


Количество вообще выбравших профессию (самопределивших-
с я) от общего числа подростков класса;

Различные характеристики ЛПП (устойчивость, обоснован­
ность и т.п. профессиональных планов).

Качественные показатели эффективности в профкон-сультации определить намного сложнее, так как здесь важно по­нять, какие существенные изменения произошли в сознании подростка (в его отношении к жизни, к самому себе и к своему месту в обществе).

Примеры качественных показателей:

Появление новых ценностных ориентации и смыслов выбора
профессии (или укрепление существовавших ценностных ориен­
тации);

Формирование внутренней готовности самостоятельно совер­
шать выборы;

Готовность работать в режиме взаимодействия (сотрудниче­
ства с профконсультантом).

В практике профконсультирования важно сочетать количествен­ные и качественные показатели. Необходимость использования в работе количественных показателей вызвана хотя бы тем, что и для коллег-профконсультантов, и для руководителя (и для его вы­шестоящего начальства) требуется какое-то («объективное») сред­ство оценки работы профконсультанта. Кроме того, использование только качественных показателей эффективности является слиш­ком сложным для многих профконсультантов и их начальников, а также создает много соблазнов для спекуляции и недобросовест­ной работы. Естественно, в полноценных трудовых коллективах психологов (где склоки и «выяснения отношений» считаются про­фессиональным позором) возможна оценка (и самооценка) труда в основном по качественным показателям эффективности.

Однако эффективность работы профконсультанта не всегда очевидна сразу.

Е.А.Климов выделил четыре основные группы отсроченных по времени показателей эффективности: 1) реальный выбор; 2) успешность, реалистичность данного выбора; 3) «психофизио­логическая цена» за такую успешность; 4) удовлетворенность че­ловеком совершенным выбором. Кроме того, Е. А. Климов отме­чал, что «как минимум профконсультация должна формировать у оптанта оптимистичное отношение к своему будущему».

Таким образом, реальная эффективность может быть оценена только по прошествии многих лет, когда станет ясно, насколько Успешно человек реализовал себя в избранной профессии (как отмечал Е. А. Климов, «профконсультация по сути своей устрем­лена в будущее» и «в ней обсуждается то, чего еще нет»), но при э том оценивать свою работу профконсультант (вместе с клиен­том) должен уже сейчас. Каков же выход из этой ситуации?

Традиционный, чисто «экономический» подход к эффе* ности профконсультирования не подходит. Как известно, в номике важно при минимальных затратах достичь максималм результат. Но в профконсультации это выглядело бы как под наиболее «хорошего, престижного и денежного» места работы ] явных недостатках клиента, да еще и при его внутренне пасс* ной позиции. На самом деле, лучшим показателем эффектив* сти профконсультационной помощи должна стать активиза! размышления и переживания самоопределяющегося подрос (провоцируемые и контролируемые со стороны психолога «а творчества» самоопределяющейся личности), т.е. такая помо! которая позволяет мобилизовать внутренние ресурсы самого ента.

Примеры оперативных показателей эффективное

1) по данным наблюдения (каждый параметр - по условв
5-балльной шкале):

Эмоциональная включенность;

Деловая включенность;

Общая удовлетворенность от занятия или профконсульта!

2) по методу «обратной связи»:

В конце занятия попросить учащихся оценить это за*
по 10-балльной шкале по параметрам: интересность, полезно
и собственная активность, а потом кратко обосновать свои oi
ки;

В конце курса попросить написать, что в нем понравиле
что не понравилось, и дать свои предложения по улучшению,
ной методики, занятия или всего курса;

3) по данным опросника по схеме построения личной прс
сиональной перспективы (см.: Пряжников Н.С., 1999, с. 21-|
когда сравниваются ответы (в баллах по каждому компоненту Л1|
в начале и в конце курса.

Реально профконсультанту приходится считаться с количй венными показателями, принятыми в данной школе или хологическом центре: как уже отмечалось выше, началы-также приходится отчитываться перед вышестоящими инс циями с помощью количественных показателей, и эти по* тели профконсультант должен представить. Кроме того, инс| приходится вести «двойную» отчетность: отдельно для начй ства и проверяющих, и отдельно для самого себя, без самС мана, реально оценивать эффективность своего труда, вов{ корректировать его, а главное - чтобы постепенно подклюй к реальной оценке (и рефлексии) проделанной совместной;! боты и самого клиента. Формирование у консультируемого i собности оценивать эффективность профконсультации та является своеобразным показателем качества оказываемой: енту помощи.


13.4. Основы планирования и проведения конкретных