Гигиенические основы умственного труда. Правила личной гигиены. Работников общественного питания

Умственный труд предполагает использование определенных рациональных форм работы. Напряженную теоретическую работу важно сочетать с отдыхом, расслаблением, переключением занятия. Некоторые студенты буквально терроризируют себя непрерывным бдением над книгами. Они полагают, что результат их работы в полной мере определяется затратой времени. Между тем психология помогает построить подготовку к экзаменам рационально, с учетом возможностей и ресурсов человеческой психики. Если вы просмотрели свои конспекты и отправились на прогулку, это вовсе не означает, что вы выключились из работы. Напротив, ваш мозг продолжает работать, ищет рациональное решение проблемы. Взаимосвязь умственной, эмоциональной и двигательной активности улучшает результаты проведенной вами работы.

Огромную роль в познании играет интуиция. Но постоянная напряженная работа сознания нередко снижает интуитивные возможности познания. Вот почему расслабление, временная передышка в усиленной мыслительной мобилизации даст порой ценные эвристические результаты. Широко известны факты творчества во сне. О них свидетельствует Ж. Кондорсе, Б. Франклин, Ж. Мишле, Э. Кондильяк, Д. Араго. Французский философ Вольтер во сне создал целую песнь своей "Генриады", а французский баснописец Ж. Лафонтен – басню "Два голубя". Математик Э. Меньян во сне нашел две важные теоремы.

Английский поэт С. Колридж, заснул, читая, а проснувшись, почувствовал, что у него сложилось 200 или 300 стихов, которые осталось только записать; 54 стиха он записал совершенно свободно и так быстро, как только поспевало перо. Но к нему вошел некто и около часа оставался по одному делу. И Колридж, к своему великому огорчению, почувствовал, что у него осталось лишь смутное воспоминание о его видении, и в памяти остались лишь 8–10 отдельных стихов, а все остальные безвозвратно исчезли. Итальянский актер Э. Россини имел обыкновение класть у своей кровати бумагу и карандаш и иногда, внезапно проснувшись, записывал важные мысли, пришедшие ему во сне. Весьма важная подсознательная деятельность может иметь место и наяву, и в состоянии, промежуточном между сном и бодрствованием. То, что называется вдохновением, весьма часто приходит в состоянии более или менее полного затмения сознания.

Французский писатель Т. Готье писал о Бальзаке: "Он был похож на исступленного, на сомнамбулу, спящую с открытыми глазами. Погруженный в свои глубокие размышления, он не слышал, что ему говорили". Г. Гегель спокойно заканчивал свою "Феноменологию духа" в Иене, 4 октября 1806 г., не замечая, что вокруг него бушевало сражение. Л. ван Бетховен, всецело захваченный вдохновением, вышел однажды на улицу Нейштадта полураздетым. Философ Шопенгауэр говорил о себе: "Мои философские постулаты являлись сами по себе, без моего вмешательства, в моменты, когда моя воля была как бы уснувшей и мой ум не был направлен в заранее определенную сторону... Моя личность была как бы чужда работе..."

Иногда подсознательное движение бывает столь ясным, что кажется внушением извне. Это выражено в стихах французского поэта де Мюссе: "Не работаешь, слушаешь, ждешь... // Словно кто-то неведомый говорит на ухо". Подобные примеры у Сократа, Паскаля, Моцарта стали классическими.

Однако речь идет вовсе не о том, что мыслительная работа, вдохновение способны творить чудеса сами по себе, как небесный подарок. Культура умственного труда предполагает и иное. Прежде чем приступить к решению какой- нибудь задачи, надо тщательно ее обдумать, организовать мышление, набросать план. Вдохновение – это результат огромной предварительной работы, итог дисциплины ума и творческих возможностей, поэтому плодотворная работа студента не имеет ничего общего с бесконечной зубрежкой или предельным напряжением умственных способностей. Но она не является и сладким продуктом легкой дремоты, работы человеческой фантазии или грезы.

Студентам, утомленным напряженным трудом, можно рекомендовать аутотренинг, который используется во всем мире как элемент правильной организации умственной работы. Вот, например, один из вариантов аутотренинга:

"Сядьте прямо, положите руки свободно (можно на стол). Закройте глаза. Настройтесь на аутотренинг. Сейчас я буду расслаблять мышцы лица. Разглаживаются морщинки лба. Брови, точно ручейки, растекаются в разные стороны. Веки сомкнуты. Мысленно пытаюсь разомкнуть веки, веки сомкнуты... Щеки запали. Появляются складки в уголках губ, подбородок символически опущен. Все мышцы лица расслаблены. Вижу свое лицо на расстоянии вытянутой руки. Оно полностью расслаблено. Лицо маскообразное, безжизненное... Расслаблены мышцы шеи, мысленно нахожу зажимы в спине и расслабляюсь...

Тяжелеет правая рука. Наливается свинцовой тяжестью. Тяжелеет левая рука, наливается свинцовой тяжестью. Руки тяжелые, мысленно пытаюсь оторвать их от стола. Руки тяжелые. Тяжелеет правая нога, наливается тяжестью. Обе ноги тяжелые. Они обуты в кандалы. Пытаюсь сделать шаг. Ноги не слушаются. Они тяжелые...

Все тело поразительно тяжелое. На плечи ложится мешок с грузом. Спина чуть-чуть согнута. Поза кучера. Все тело расслаблено, в этой позе я могу отдыхать долго, ощущая расслабленность мышц.

Теперь я буду разогревать свое тело. Все внимание сосредоточено на кончиках пальцах, там, где они соприкасаются с поверхностью стола. Здесь в подушечках пальцев рождается тепло, я ощущаю биение пульса. Тепло поднимается по фалангам пальцев. Я ощущаю биение пульса в ладонях. Они влажные, а тепло поднимается к локтевым суставам, к плечам. Мысленно вижу себя у костра. Жаркое пламя входит в каждую клеточку рук. Руки наливаются теплом...

Сейчас я переключаю внимание на подошвы ног. Здесь постепенно ощущается пульсация. Рождается тепло. Мысленно ступаю по горячему песку. Ногам жарко. Важно поймать это ощущение тепла, идущего снизу. Тепло поднимается к щиколоткам. Ощущаю биение пульса в икрах. А тепло захватывает бедра, поднимается все выше. Внимание: тепло в солнечном сплетении, внизу живота. Это благостное ощущение расслабленности и блаженства. Тепло поднимается все выше, мимо чакр к тысячелепестковому лотосу в темечке головы. Вижу себя лежащим на горячем песке. Знойное жаркое солнце ласкает, нежит каждую клеточку обнаженного тела. Мне жарко...

Сейчас рождается ощущение невесомости. Сам я на месте, а тело неожиданно движется влево... Вправо... Назад, вперед... Я ощущаю себя как перекати-поле. Ветер подхватывает меня и несет по равнине. Сейчас я, точно бумажный змей, взмываю ввысь... Я несусь, пристраиваюсь к белому облачку, парю... Вижу внизу караван верблюдов, пустыню, джунгли, железнодорожную магистраль. И медленно опускаюсь на плот посреди океана. Влажный ветер ласкает мое обнаженное тело, меня укачивает, укачивает...

  • (Дальнейший текст произносится с иной интонацией.) С каждым разом я все глубже осваиваю технику аутотренинга. Теперь мне не составляет труда вызвать ощущение тепла, расслабленности и невесомости. Сон глубокий, едва голова касается подушки. Память заметно улучшается, уходят тревоги, страхи, проблемы кажутся решаемыми.
  • (Опять меняется интонация.) Лежу возле огромного водоема. Слышен немолчный шум водопада. Легко, свободно...

Сейчас я буду выходить из этого состояния. Мысленно вижу тучу, чреватую дождем. Я подтягиваю ее к окну нашей комнаты. Внимание! Сейчас раскроется форточка. Внимание! Холодный и влажный воздух хлынул в комнату. Мои виски прохладные... Открываю глаза... Сеанс закончен..."

  • См.: Гуревич П. С. Юшническая психология. С. 89–91.

Современные требования к гигиене умственного труда студента

Труд студента – это, прежде всего, интеллектуальный труд. Опасен ли для здоровья человека умственный труд? Если им заниматься, соблюдая правила гигиены умственного труда (УТ), то он даже способствует поддержанию высокого уровня, загрузки других систем организма. Лучший пример тому – жизнь многих великих ученых, доживших в полном здравии до глубокой старости и сохранивших при этом до последних дней способность к напряженному умственному труду.

В настоящее время при высокой механизации, автоматизации и компьютеризации практически всех видов деятельности человека УТ занимает значительное место среди других видов труда, и это в какой-то степени сказывается на количестве сердечно-сосудистых заболеваний. Они перестали быть уделом пожилых людей, нередки случаи заболевания в возрасте 17-35 лет. Однако опасности, которые подстерегают человека, занимающегося умственным трудом, связаны не со спецификой самого труда, а с условиями, в которых он обычно протекает: сидячая поза, пребывание в закрытых помещениях и незаметно подкрадывающееся переутомление. Поэтому все правила гигиены УТ направлены на то, чтобы не допускать занятий в неблагоприятных условиях.

Существуют закономерности, от которых зависит производительность труда. Эти закономерности еще в начале века описал известный физиолог Н.Е.Введенский. Он установил следующее:

1. количество продукта, произведенного за определенный отрезок времени, зависит от того, в каком состоянии находится Ваш организм. Если Вы работаете в определенном ритме и через определенные интервалы времени отдыхаете, то чем дольше Вы работаете, тем большей оказывается производительность Вашего труда: организм постепенно приобретает «инерцию работы», в короткие перерывы он не утрачивает этой «инерции», восстанавливает силы, и от цикла к циклу происходит активация всех функций и систем организма. Нужно знать, что в процессе УТ участвует не только мозг, но и весь организм, и для того, чтобы он приступил к работе, нужно время, то есть после каждого перерыва на отдых требуется некоторое время «на врабатывание». Чем больше был перерыв, тем больше это время. Поэтому перерыв между циклами работы не должен превышать 10 минут. После 4-5 циклов целесообразен перерыв 30-60 минут, а через 10 часов занятий одним видом труда – прекращение этих занятий. Продолжительность цикла от 45 до 90 минут;

2. если человек из-за недостатка времени решает отказаться от перерывов, производительность труда его падает, появляется «угнетение». Чем дольше человек таким образом работает, тем больше вред он наносит организму – появляется переутомление, сначала острое, а затем хроническое. Человек, однако, приносит вред не только своему здоровью: поскольку утомление от умственного труда – это притупление внимания, человек наносит вред всему делу. Он начинает делать ошибки, на исправление которых тратит потом значительно больше времени, чем он потратил бы на отдых.

В период более длительного отдыха, как, например, в вечерние свободные часы и в воскресные дни, необходимо увеличивать физическую нагрузку и обязательно на свежем воздухе. В противном случае от месяца к месяцу производительность УТ будет снижаться и к сессии окажется совсем низкой.

Опасно и другое: полное безделье в течение семестра не даст Вам возможности приобрести нужный темп в работе, натренировать должным образом свое внимание. Неизбежный результат такого безделья – невыполнение требуемого объема работ в сессии, провал на экзаменах (на экзамен дается подготовка в 3-4 дня, в течение которых практически не- возможно выучить предмет, изучаемый на протяжении всего семестра, длительностью около 4-х месяцев) и, что самое важное, приобретение недопустимого в дальнейшей работе жизненного стиля:

Неумение распределять работу во времени;

Заставлять себя делать то, что важно;

Отличать главное от второстепенного;

Расхлябанность;

Неудовлетворенность и отрицательные эмоции и т.д.

Поэтому, первое правило гигиены умственного труда - ритмичность работы. От работающего требуется особое поведение:

первая фаза – начало работы. Нужно работать в умеренном темпе, не подгонять себя, входить в работу исподволь. Чтобы скорее вработаться, нужно до мелочей продумать то, что собираетесь сделать, определить последовательность операций, приготовить рабочее место, чтобы все нужное было под рукой и потом не пришлось бы отрываться и снижать темп работы. Начинать работу всегда с дел средней для Вас трудности. Итак, действия в первой фазе – это своего рода алгоритм поведения человека.

вторая фаза – решаются самые сложные дела или операции, которые требуют наибольшей концентрации внимания. Здесь Вы должны работать в максимальном темпе и ни на что не отвлекаться.

третья фаза – здесь выполняются самые легкие дела. Но старайтесь при этом усилием воли поддерживать высокий уровень внимания. Помните, что на этой фазе уровень внимания уже достаточно снижен.

Ошибочное мнение о том, что утомление – это вред для организма. Утомление неизбежно. Опасно не утомление, а пренебрежение к своему организму – продолжение работы, несмотря на сильное переутомление. Главный вопрос состоит в том, чтобы заметить утомление. Через 1-1,5 часа степень утомления бывает такова, что целесообразно сделать перерыв. Но все же полезно знать некоторые признаки наступившего недопустимого переутомления:

Вы по несколько раз перечитываете одно и то же;

Глаза «читают», а мозг не реагирует на прочитанное;

Появляется болезненная реакция на звуки, которых Вы раньше не замечали;

Почерк стал более размашистым, не ровным, буквы «пляшут», трудно соблюдать угол их наклона и линию строки.

Все это означает, что настало время отдохнуть.

Производительность труда в следующем цикле во многом зависит от того, насколько продуктивным был отдых. Отдых – это не безделье, это – смена деятельности. Для работника умственного труда – это физическая нагрузка на свежем воздухе даже при небольшом перерыве:

Подойти к окну, выполнить дыхательную гимнастику;

Сделать упражнения для пальцев правой руки;

Вращательные движения головой;

Походить.

Второе правило гигиены умственного труда – наличие достаточного количества кислорода в помещении, где Вы работаете. Для этого нужны регулярные проветривания в течение 10 минут через каждые 90 минут занятий, как это принято в университете. В перерывы следует выходить из аудитории и устраивать сквозняк. Во время занятий в аудиториях, наоборот, открывать окна в коридорах.

Третье правило гигиены умственного труда -состоит в том, что из-за продолжительного сидения организм устает. В движении или стоя мыслительные процессы протекают с большей скоростью. Отсюда сделайте вывод: при любой возможности лучше заниматься стоя или прогуливаясь, а книга стоять перед глазами.

Четвертое правило гигиены умственного труда – освещенность. Лампа мощностью 40-60 ватт должна находиться на расстоянии 30 см от рукописи слева. Абажур должен обязательно защищать глаза от прямого света лампочки. Рекомендуется иметь поверхность стола матовую,без бликов, лучше – зеленую.

Пятое правило гигиены умственного труда – регулярность питания. Питаться следует в одно и то же время, желательно с перерывами не больше 4 часов. Ужин легкий (молочные продукты, овощи) не позже, чем за 2 часа до сна. В университете после первой пары, длительностью 90 минут (8.00 – 9.20) принят перерыв в 25 минут (9.20 – 9.45) основной целью которого является питание студентов. Для этого в каждом учебном корпусе имеются буфеты.

Шестое правило гигиены умственного труда – необходимость полноценного сна (7,5 – 8 часов в сутки).

Седьмое правило гигиены умственного труда – индивидуальный «пик формы». Работоспособность изменяется в течение суток. У многих людей наблюдаются пики примерно с 9.00 до 14.00 часов и с 18.00 до 23.00 часов, во время которых умственная деятельность наиболее продуктивна. Понаблюдайте за собой. Необходимо определить время индивидуального «пика формы». Планируйте самостоятельную домашнюю работу именно на эти часы, а хозяйственными делами, чтением художественной литературы и т.п. занимайтесь в другое время. Это позволит экономить ежедневно час – полтора.

ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА

Умственный труд предъявляет высокие требования к организму и поэтому Г. у. т. включает ряд специальных рекомендаций. Успешная умственная деятельность возможна лишь ^ в условиях подчинения умственной работы строгому распорядку, при к-ром отводится, определенное время для труда и для отдыха. Ничто так не утомляет нервную систему, как отсутствие строгого режима. Тот, кто приступает к работе-не в одно и то же время или откладывает наиболее трудное до лучших времен, быстрее устает и менее производительно работает. Труд вынужденный, выполняемый без интереса, скучен. Однако неинтересных работ не бывает. Они оказываются неинтересными до тех пор, пока не найдена и не осознана цель задания, к-рое человек выполняет. Увлеченность работой - один из основных факторов высокой производительности труда. Результат любого труда, а з особенности умственного, зависит от настроения, от психологического климата семьи и учреждения. В обстановке завистниче-ства и недоброжелательства производительность умственного труда, конечно, будет невысокой, а степень утомления не будет соответствовать времени работы. Т. о., создание "благоприятной психологической обстановки, условий, в к-рых каждый член коллектива полон доброжелательности и охвачен трудовым настроем,- одно из важнейших требований психогигиены, и в т. ч. гигиены умственного труда. Одновременно следует заботиться и о благоприятных условиях среды, в к-рой проходит трудовой процесс. Накуренная комната, стук, шум, грохот оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека, приводят к преждевременному утомлению, порождают ошибки и промахи в. работе. Столь же пагубное влияние на умственный труд оказывают алкогольные напитки и всевозможные возбуждающие средства (неумеренное употребление крепкого чая и кофе). Положительный эффект они дают очень кратковременно, зато последствия очень плохие - быстрая утомляемость, бессонница, раздражительность, неустойчивость внимания» Необходимым условием успешной творческой работы является постоянное умственное и духовное развитие, пополнение знаний. Человек, выбирающий своей специальностью интеллектуальную деятельность, должен быть готовым к учебе, продолжающейся всю жизнь; в этом залог творческой продукции, соответствующей требованиям времени. При этом нужно помнить, что одностороннее развитие психики, узкий, стереотипный навык мышления эффективен лишь в решении конкретных задач, чаще технических, с определенными исходными данными. Нахождение же оригинальных путей решения, способность к созданию концепций, гипотез отмечается лишь у людей с широким кругозором, с развитым творческим воображением.

Все виды деятельности, осуществляемой человеком, подчиняются единым физиологическим закономерностям, полому для понимания особенностей умственного труда следует проводить аналогию с известными особенностями труда физического. Повышение производительности умственного труда достигается тренированностью, постепенным возрастанием нагрузки, поддержанием ее высокого уровня. Длительные периоды бездеятельности отрицательно отражаются на производительности. Как спортсмен, прекративший тренировки, так и школьник после каникул с началом занятий испытывают большие затруднения. Поэтому отдых в процессе умственного труда разумен лишь в виде смены формы умственного труда или снижения нагрузки. Для повышения работоспособности, помимо строгого распорядка, целесообразно чередование умственного труда с физическим. Физические упражнения на свежем воздухе, прогулка не только снимают напряжение, возникающее при длительном сохранении однообразной позы, но и повышают общий тонус организма. Иногда действенным оказывается даже хождение по комнате при обдумывании какой-либо задачи. Часто прочные навыки, умственной работы компенсируют недостаток способностей.

Умственный труд подразделяется на множество видов, каждый из к-рых предъявляет к занятому этим трудом человеку различные требования. Есть умственный труд, предъявляющий исключительные требования к функции внимания (работа диспетчера), памяти и пр. Для его успешного выполнения желательна содружественная тренированность других интеллектуальных функций. Гармонизация умственной деятельности так же эффективна, как гармонизация психической и физической деятельности. В дифференцированных рекомендациях нуждается каждый человек, занятый умственной работой. При этом нужно иметь в виду его индивидуальные особенности. Людям рано и бодро просыпающимся, следует рано ложиться спать, а ответственную умственную работу выполнять рано утром- и в первую половину дня. Другой тип людей наиболее продуктивно работает во вторую половину дня, поздним вечером. В соответствии с этими особенностями и следует по возможности планировать свою работу. Наиболее активным людям разумно трудные задачи решать в начале работы, поскольку наступающее утомление постепенно снижает работоспособность. Медлительным людям, к-рые постепенно входят в работу, целесообразно начинать умственную работу с простейших заданий. При встрече с труднорешаемой задачей такие люди могут сидеть часами до победного конца и после долгожданного решения чувствуют себя опустошенными, не способными к продолжению труда. При таких ситуациях лучше труднорешаемую задачу отложить и выполнять остальную работу. Нередко при возвращении к нерешенной задаче спустя какой-то период времени ее можно решить неожиданно быстро. Это наблюдение дает основание предполагать, что какая-то часть умственной работы выполняется подсознательно. Так, многие математики находили решения во сне, в форме сновидения или в момент пробуждения. Конечно, лицам, легко возбудимым, с хорошей переключаемостью откладывать решение задач не рекомендуется, для них это лишь самообман. Однако на подсознательную работу не следует особенно рассчитывать. Приобретение новых знаний требует ясного сознания.

Дать исчерпывающие дифференцированные указания в отношении Г. у. т. без учета множества факторов сложно и вряд ли возможно. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к врачу - психогигиенисту, психотерапевту или к психологу.


Похожая информация.


Содержание

Факторы, способные прямо или косвенно воздействовать на здоровье человека и на продолжительность его жизни, определяет гигиена. Соблюдая правила личной гигиены, человек ограждает себя от негативного воздействия внешних раздражителей. Среди причин, формирующих здоровье, выделяют: профессиональные, наследственные, экологические, психоэмоциональные, образ жизни, питание, уровень медицинского обслуживания. Узнайте, как сделать жизнь лучше с помощью правильной ее организации.

Значение гигиены человека

Основной задачей этой науки является изучение воздействия окружения на жизнеспособность, трудоспособность населения. Под окружением принято понимать полный комплекс бытовых, природных, производственных и социальных факторов. Главные же задачи гигиены – разработка требований, направленных на увеличение сопротивляемости организма к отрицательным внешним факторам. Этому содействует правильный уход за собой, сбалансированный режим отдыха, труда, рациональное питание, спорт.

Несоблюдение правил личной гигиены может стать причиной как незначительных проблем со здоровьем, так и серьезных заболеваний. Выполнение требования по личному уходу, использование инструмента, что относится к предметам личной гигиены, станет первым шагом в поддержании собственного здоровья. Рассматривая, что такое гигиена, учитывают разделение предмета на несколько подкатегорий:

  • личная;
  • гигиена питания;
  • труда;
  • города, заведений, помещений.

Как соблюдать гигиену

Один из важнейших принципов укрепления и сохранения чистоты, здоровья путем соблюдения элементарных норм чистоты – соблюдение правил личной гигиены. Некоторые советы по личной гигиене помогут правильно понять их роль в жизни и структурировать личный график:

  1. Ежедневная и периодическая гигиена тела: качественное мытье рук после улицы, перед едой; умывание; чистка зубов 2 раза в день; принятие общего душа, мытье половых органов; закаливание. К периодической относятся стрижка кончиков волос (каждые 4-8 недель), стрижка ногтей, мытье волос с применением шампуней, профилактические визиты к врачу.
  2. Гигиенические требования к одежде и обуви предполагают периодическую стирку вещей, глажку паром, ежедневную смену нижнего белья. Необходимо качественное мытье обуви. Одежда должна полностью соответствовать физиолого-гигиеническим нормам (обеспечивать оптимальный микроклимат, иметь небольшую массу, хорошую прочность и качественный химический состав ткани).

Женщине

Ухода за телом принято рассматривать в более углубленном аспекте, учитывая периоды жизни, циклы, возраст. Соблюдать правила должна девочка, девочка-подросток, женщина, беременная и женщина после родов. Объединяет женские правила личной гигиены один принцип – правильная гигиена половых органов, молочных желез. Учитывая, что главная роль женщины – производство потомства, требования гигиены в области малого таза важны следующие:

  • повседневная гигиена наружных половых органов;
  • надлежащая дородовая, послеродовая гигиена (часто используются гигиенические женские трусы);
  • использование средства личной гигиены в виде тампонов, прокладок во время менструального цикла;
  • правильный уход за молочными железами (особенно важно для беременных и кормящих матерей);
  • понимание, как пользоваться гигиеническим душем, применение знаний на практике;
  • мытье и очистка одежды, ежедневная стирка, смена нижнего белья.

Мужчине

Как соблюдать гигиену половых органов мужчине? Уход за кожей в виде ежедневного душа – путь к сохранению здоровья. Повседневная гигиена мужчины заключается в уходе за подмышками, половыми органами и промежностью. Репродуктивное здоровье мужчины зависит от уровня активности гигиенического статуса. Поскольку мужские половые органы находятся снаружи, а не спрятаны в области таза, как у женщины, личные процедуры мужчины предполагают проведение следующих мероприятий:

  • мытье полового члена и яичек;
  • использование чистого и комфортного нижнего белья, в котором органы мужчины не будут сильно сдавливаться или перегреваться;
  • гигиена промежности (подмывание мыльными средствами, правильное использование туалетной бумаги).

Подростку

Важный этап, который проходит ребенок на пути к взрослению – подростковый период. В организме подростка происходят физические изменения. Основные правила личной гигиены предусматривают строгое следование гигиеничным принципам, а любое отклонение может привести к неправильному развитию репродуктивной системы.

Требования для девочки-подростка заключаются в использовании индивидуальных средств гигиены (отдельное мыло, полотенце, мочалка), спального места отдельно от родителей. Обязательны ежедневный душ с правильной техникой подмывания (от лобка к заднему проходу), поддержание растущей молочной железы бюстгальтером. Для девушек во время менструации включается требование использования тампонов, прокладок, частых подмываний.

Ребенку

Здоровье формируется с раннего детства. Правильная гигиена ребенка позволит обеспечить развитие и рост здорового будущего поколения. Задачи детской гигиены:

  • надлежащая гигиена деятельности и отдыха детей;
  • профилактика, предотвращение заболеваний в детском коллективе;
  • проверка и защита питания детей;
  • формирование у ребенка понятия о здоровом образе жизни.

Согласно существующим нормам и правилам, каждый ребенок в школьном возрасте должен уметь:

  • осуществлять самостоятельно ежедневные утренние, вечерние процедуры (умываться, чистить зубы, подмываться, мыть голову);
  • осуществлять гигиенические процедуры в учебном заведении (мыть руки, по необходимости пользоваться сменной одеждой или обувью);
  • принимать меры предосторожности в период вирусной эпидемии.

Личная гигиена

Индивидуальная практика ухода предусматривает соблюдение гигиены в личной повседневной жизни. Среди условий, которые являются основополагающими, самым важным становится личное отношение человека (ребенка, школьника, взрослого) к себе и своему здоровью. Это условие профилактики, лечения заболеваний, увеличения продолжительности жизни. Ухудшение условий жизни негативно отражается на здоровье, способности осуществлять самостоятельный гигиенический контроль.

Способы гигиены включают здоровый образ жизни как один из самых действенных факторов здоровья. Рекомендованы отказ от табакокурения, запрет на употребление сложных пищевых жиров и алкоголя, контроль за массой тела, спорт. Круг вопросов, которые освещает личная гигиена, включает организацию рационального питания, умственного труда, поддержание микроклимата в жилище, закаливание и физиопроцедуры.

Больного

В период поражения болезнью пациент может быть опасным для окружающих или усугубить собственную ситуацию. Санитарный уход за больным в хирургическом стационаре выполняют согласно установленным нормам:

  • предоставление отдельной посуды для питания;
  • регулярная смена постельного белья;
  • подача судна и мочеприемника;
  • антисептическая обработка палаты и стационара;
  • осуществление повседневных гигиенических процедур в отделении;
  • организованное кормление больного;
  • прием лекарственных средств, осуществление оздоровительных процедур в чистоте.

Работников общественного питания

Работники предприятий общественного питания имеют прямой контакт с готовыми блюдами, полуфабрикатами, замороженной продукцией, десертами. Санитарная гигиена обеспечивает здоровье потребителей, зависящее от уровня чистоты работников общепита. Несоблюдение санитарных и гигиенических норм на предприятии может стать причиной отравления, а иногда – смерти клиента.

Каждый сотрудник сферы общественного питания обязан иметь медицинскую книгу. Во избежание попадания человеческого пота, волос, отмершей кожи на продукты работники (повара, официанты) соблюдают нормы санитарии, носят униформу. До рабочего процесса и по его окончании они должны тщательно мыть руки. Основная одежда должна быть чистой, удобной и опрятной. В ресторанах и пунктах питания официанты обязаны разносить еду в перчатках.

Медицинского персонала

Следование правилам личной гигиены со стороны работников медицинского учреждения обеспечит защиту персонала и больных от внутрибольничных инфекций. Соблюдать установленные правила должен сотрудник любого медицинского ранга. Условия защиты медперсонала:

  • мытье и дезинфекция рук;
  • наличие медицинской формы (костюма, шапки, комплекта тапочек или бахил);
  • в случае близкого контакта с препаратами и больными – использование перчаток и повязок.

Гигиена быта

Для предупреждения появления в быту разносчиков инфекций, мелких насекомых, излишней вредной пыли следует проводить ряд профилактических мероприятий:

  • удаление пыли с поверхностей мебели;
  • ежедневную дезинфекцию ванной комнаты (унитаза, раковины, ванной);
  • стирку одежды всех членов семьи;
  • регулярные проветривания или очищение воздуха при помощи климат-систем;
  • глубокую чистку ковров (ворсистые покрытия собирают в себе много пыли и микробов);
  • качественную повседневную очистку кухонных поверхностей и принадлежностей.

Меры профилактики, разработанные древней наукой о чистоте, обращены к здоровому организму, но то же требуется и больным. Гигиену тесно связывают с санитарией, цель которой – разработать первичные меры профилактики болезней для населения. Среди общих рекомендаций для каждого человека упоминаются:

  • профессиональная гигиена полости рта (посещение гигиениста);
  • уход за телом;
  • санитария быта, продуктов питания;
  • уход за помещением, уборка и проветривание (в противном случае возможны загрязнение дыхательной системы, нарушение стабильного состояния организма).

Питания

Санитария и обработка продуктов перед их потреблением – главное правило здорового питания. Перед попаданием на прилавок еда проходит санитарную экспертизу, но это не освобождает потребителя от обязанности помыть ее перед использованием в пищу. Проверке подвергается вода в быту, чтобы исключить возможное наличие вредных примесей. Основные санитарные требования к продуктам питания:

  • польза (возмещение затрат энергии и полезных веществ в организме);
  • наличие срока потребления на упаковке;
  • минимальная обработка, очищение от грязи перед продажей.

Секса

Осуществление надлежащих гигиенических процедур перед сексом поможет предотвратить инфекционные заболевания. Среда половых органов благоприятна для размножения воспалительных, гнойных инфекций. Перед началом полового акта обоим партнерам следует принять душ, чтобы очистить свое тело, половые органы. Стоит отказаться и от адреналина при сношениях в общественных местах, предпочтя экзотике чистую постель.

Умственного труда

Неотъемлемая часть жизни человека – умственный труд, который определяется как работа, связанная с приемом или обработкой информации. Основы гигиены умственного труда заключаются в недопущении утомления или переутомления. Избавит от них ряд профилактических мер:

  • организация рабочего места согласно санитарным нормам;
  • организация спортивных мероприятий;
  • достаточная освещенность места работника (для защиты зрения);
  • чистота воздуха, благоприятная температура.

Сна

Надлежащий отдых является фундаментом здорового состояния тела. Правильный сон возможен при следовании следующим принципам:

  1. Соблюдение правил личной гигиены сна.
  2. Надлежащее оборудование спального места.
  3. Прекращение приема пищи предварительно за 2 часа до сна.
  4. Устранение лишних источников шума во время сна.
  5. Санитария одежды для сна.

Видео: гигиена в Древней Руси

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Обсудить

Правила личной гигиены

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов - это повторение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык, В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5--2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Знание приведенной классификации должно помочь студентам правильно организовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5--2 ч, а при третьем виде умственной деятельности -- через 40--50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 5--10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными исследованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды. Установлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18--22°, а относительная влажность--50--70%. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25--27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Клетки головного мозга, как уже отмечалось, отличаются особенно интенсивным энергетическим обменом.

Поэтому для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.

Санитарно-гигиенические исследования помогли установить, что уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15--0,45 %, т. е. увеличивается в 5--15 раз по сравнению с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.

Все это говорит о необходимости проветривать аудитории. К сожалению, многие студенты пренебрегают этим правилом.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40--50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

Немало споров возникает вокруг вопроса об использовании музыки в процессе умственного труда. Венгерский ученый Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негромкой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздействие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».

По мнению советских ученых, негромкая мелодичная музыка несколько повышает продуктивность умственной работы. Интересный эксперимент был проведен в Казанском университете Ю. А. Цагарелли, Оценивался исходный уровень эмоционального состояния. Затем студенты подвергались стрессовому воздействию--проверке преподавателем их знаний по иностранному языку с проставлением оценки. Уровень эмоционального возбуждения резко возрастал. После этого студентам предлагали в течение 2,5--3 мин прослушать классическую и джазовую музыку.

После прослушивания классической музыки снижение уровня эмоционального возбуждения наблюдалось у 91 % студентов. Причем наиболее заметно она действовала на тех, кто раньше с ней был незнаком. Под воздействием джазовой музыки эмоциональное возбуждение понизилось только у 52 % студентов. Замечено было также, чем выше музыкальность человека, тем быстрее восстанавливался уровень эмоционального состояния.

С нашей точки зрения, музыку лучше всего использовать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопроса о включении музыки в процесс умственной деятельности целесообразно учитывать специфику предстоящей работы. Выполнение сложной работы требует тишины, которая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение задач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т, п., то музыку может ускорить ее. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Часто приходится наблюдать, как студенты сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75--80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за правильностью своей позы, и она станет для вас привычной.

На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н.С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда.

  • 1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночного сна, так н после отпуска.
  • 2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным ученый считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступает утомление.
  • 3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда.
  • 4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.

Добавим к перечисленному еще несколько советов, выполнение которых будет способствовать успеху в учебе.

Не начинать работу без твердого плана и установления ее примерного объема.

Не пытаться охватить и запомнить материал с первого раза. Иметь в запасе время для повторения.

Составлять собственный конспект изучаемого материала, не пользоваться чужими конспектами,

Широко применять закладки, цветные чернила, с помощью которых можно выделить важный для усвоения материал.

Организовывать кратковременный отдых, Активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями.

1. Раскройте взаимосвязь строения и функций органов дыхания человека.
2. Охарактеризуйте грибы и лишайники. Каково их значение в природе и жизни человека?
3. Каких правил гигиены умственной деятельности следует придерживаться?

14.1 Различают внешнее и внутреннее. Внутреннее (клеточное) дыхание - это окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется энергия. В этих процессах обязательно участвует кислород, который поступает в организм в результате внешнего дыхания. Внешнее дыхание- это газообмен между кровью и атмосферным воздухом. Оно происходит в органах дыхательной системы. Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (ротовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, бронхи) и легких. Каждый орган системы имеет особенности строения в соответствии с выполняемыми функциями.

I. Носовая полость делится костно-хрящевой перегородкой на две половины. В ней происходит очищение, увлажнение, обеззараживание, согревание воздуха и различение запахов. Эти разнообразные функции обеспечиваются:

1) большой поверхностью соприкосновения с вдыхаемым воздухом за счет извилистых ходов, которые есть в каждой половине полости;

2) мерцательным эпителием, из которого состоит слизистая оболочка носовой полости. Реснички эпителия, двигаясь, задерживают и выводят наружу пыль и микроорганизмы;

3) густой сетью капиллярных сосудов, пронизывающих слизистую оболочку. Теплая кровь согревает холодный воздух;

4) слизью, которую выделяют железы слизистой оболочки полости носа. Она увлажняет воздух, снижает жизнедеятельность болезнетворных бактерий;

5) обонятельными рецепторами, расположенными в слизистой оболочке.

II. Носоглотка и глотка проводят воздух в гортань.

III. Гортань - это полый воздухоносный орган, основу которого составляют хрящи; самый крупный из них - щитовидный. Кроме проведения воздуха гортань выполняет следующие функции:

1. Препятствует попаданию пищи в дыхательную систему. Это обеспечивается подвижным хрящом - надгортанником. Он рефлекторно закрывает вход в гортань в момент проглатывания пищи.

IV. Трахея расположена в грудной клетке, впереди пищевода, и состоит из 16-20 хрящевых полуколец, соединенных связками. Полукольца обеспечивают свободное прохождение воздуха через трахею в любом положении тела человека. Кроме того, задняя стенка трахеи мягкая, состоит из гладкой мускулатуры. Такое строение трахеи не мешает прохождению пищи по пищеводу.



V. Бронхи. Левый и правый бронхи образованы хрящевыми полукольцами. В легких они ветвятся на мелкие бронхи, образуя бронхиальное дерево. Наиболее тонкие бронхи называются бронхиолами. Они заканчиваются альвеолярными ходами, на стенках которых расположены альвеолы, или легочные пузырьки. Стенка альвеолы состоит из одного слоя плоского эпителия и тонкого слоя эластичных волокон. Альвеолы густо оплетены капиллярами и осуществляют газообмен.

VI. Легкие - парные органы, занимающие почти всю грудную полость. Правое больше, состоит из трех долей, левое - из двух. Каждое легкое покрыто легочной плеврой, состоящей из двух листков. Между ними находится плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью, которая уменьшает трение при дыхательных движениях. В плевральной полости давление ниже атмосферного. Это способствует движению легких за грудной клеткой при вдохе и выдохе.

Таким образом, строение органов дыхательной системы соответствует функциям, которые они выполняют. Грибы - это отдельное царство организмов, занимающих промежуточное положение между растениями и животными. С животными их сближает гетеротрофный способ питания, наличие хитина в оболочках клеток, запас питательных веществ в виде гликогена, образование в результате обмена веществ мочевины. В то же время грибы, подобно растениям, имеют неограниченный рост, ведут неподвижный образ жизни, поглощают питательные вещества путем всасывания. Грибы делятся на высшие и низшие. У низших вегетативное тело - грибница - состоит из одной разросшейся клетки, у высших - грибница многоклеточная. Размножаются грибы спорами.



Некоторые заболевания животных и человека (стригущий лишай, молочница) также имеют грибковую природу.

Одноклеточные грибы - дрожжи - используются человеком в хлебопекарной и пивоваренной промышленностях. Из плесневелых грибов получают антибиотики (пенициллин).

Лишайники также относятся к царству Грибы, т.к. их тело образовано нитями грибницы и одноклеточными зелеными водорослями. Объединение в одном теле грибов и водорослей привело к тому, что лишайники обладают новыми морфологическими, физиологическими и экологическими особенностями. Они могут поселяться и расти на совершенно бесплодных субстратах, например, на скалах, песке. Нити грибницы усваивают влагу из атмосферы или с поверхности субстрата, а зеленые водоросли обеспечивают лишайник органическими веществами, которые образуются в результате фотосинтеза.

14.3. Каких правил гигиены умственной деятельности следует придерживаться?
Учеба - основной вид деятельности школьника, поэтому правила гигиены умственной деятельности являются неотъемлемой частью его режима дня.

Режим дня - это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, который предусматривает повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов.

Значение режима дня в том, что организм с течением времени привыкает к определенной работе, выполняемой в определенное время, т.е. вырабатывается система условных рефлексов. Эта система разгружает кору головного мозга, т.к. автоматические действия регулирует подкорка. Таким образом, кора головного мозга максимально высвобождается для умственной деятельности.

Для максимальной эффективности умственной деятельности необходимо:

1. Уметь концентрировать свое внимание на выполняемой работе.

2. Правильно рассчитывать время работы: после часа работы должен быть двадцатиминутный перерыв со сменой вида деятельности (физическая нагрузка).

Билет № 15
1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов пищеварения.
2. Дайте краткую характеристику голосеменных и определите их значение в природе и жизни человека.
3. Какое значение закаливания организма? Охарактеризуйте способы закаливания.

15.1
Пищеварительная система обеспечивает организм питательными веществами. Органы пищеварения делятся на пищеварительный канал, по которому проходит пища (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник), и пищеварительные железы (слюнные, поджелудочная, печень). Каждый орган вносит свой вклад в пищеварительную функцию (см. таблицу).

Орган Выполняемые функции Особенности строения в связи с функциями
Ротовая полость 1.Механическая обработка пищи. 2. Восприятие вкуса и температуры пищи. 3. Химическая обработка пищи: а) расщепление крахмала до более простых углеводов в щелочной среде; б) обеззараживание пищи; в) формирование пищевого комка. 32 коренных зуба. Мышечный язык покрыт слизистой оболочкой с рецепторами. В ротовую полость открываются протоки слюнных желез; слюна имеет щелочную среду и содержит ферменты, ускоряющие расщепление углеводов. В состав слюны входит лизоцим, оказывающий бактерицидное действие. Слюна содержит муцин, который склеивает частицы пищи.
Глотка, пищевод Проведение пищи. Трубкообразные органы, стенки которых содержат кольцевые и продольные мышцы. На границе с желудком находится сфинктер - привратник.
Желудок 1. Накопление пищи. 2. Переваривание пищи: а) расщепление белков; б) створаживание молока; в) расщепление эмульгированных жиров. 3. Постепенная эвакуация пищи в кишечник. Емкость желудка - 1,5-2 л. Слизистая желудка содержит железы трех типов: главные, которые выделяют ферменты, обкладочные, выделяющие хлоридную кислоту, и дополнительные, которые выделяют слизь. Между желудком и кишечником расположены кольцевые мышцы, образующие пилорический сфинктер.
Тонкий кишечник 1.Окончательное переваривание пищи: белки - аминокислоты; углеводы - глюкоза; жиры - глицерин и жирные кислоты. 2. Всасывание в кровь и лимфу продуктов расщепления. 1. В двенадцатиперстную кишку открываются протоки поджелудочной железы, которая выделяет сок, содержащий ферменты, и печени, которая вырабатывает желчь (она эмульгирует жиры). Под действием этих жидкостей расщепляются все питательные вещества. 2.Слизистая оболочка тонкого кишечника образует множество выростов - ворсинок, которые существенно увеличивают всасывающую поверхность кишки. Каждая ворсинка содержит кровеносные и лимфатические капилляры.
Толстый кишечник Всасывание воды в кровь и образование каловых масс. Железы толстого кишечника выделяют сок, который почти не содержит ферментов, но в толстой кишке обитает множество микроорганизмов, которые расщепляют клетчатку и синтезируют витамины.

15.2 Голосеменными называют растения, не имеющие цветков, но образующие семена. Семена у них созревают в шишках и после раскрытия шишки лежат на ее чешуйках голо, открыто. Известно около 800 современных видов голосеменных. Это преимущественно деревья, реже кустарники. Наибольшее значение и распространение среди голосеменных имеют хвойные растения (сосны, ели, лиственницы, кедры и др.)- У хвойных имеются приспособления вегетативных органов к суровым условиям жизни на суше:

Голосеменные образуют огромные площади хвойных лесов, входят в состав смешанных лесов. Они обогащают воздух кислородом, замедляют таяние снега, уменьшают весенние паводки, задерживают ветер, укрепляют почву на склонах и оврагах. В хозяйстве человека хвойные используются как строительный матерная, для изготовления мебели, бумаги. Из древесины хвойных получают канифоль, скипидар, спирт, лаки. Хвою используют в медицине как источник витамина С. Воздух хвойных лесов насыщен фитонцидами - веществами, которые убивают микроорганизмы.

15.3 Закаливание - это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды путем систематического дозированного воздействия этих факторов.

Главными факторами закаливания являются солнце, воздух и вода.

Закаливание можно проводить следующими способами:

1. Солнечные ванны. Когда на кожу воздействуют солнечные лучи, сосуды расширяются. Это повышает уровень обмена веществ. Солнечные лучи способствуют также образованию витамина Б.

2. Воздушные ванны. Прежде всего рекомендуются прогулки на свежем воздухе. Специальное закаливание начинают с 20-30-минутного пребывания в полуобнаженном виде в хорошо проветриваемом помещении, а позже на открытом воздухе в тени при температуре 20-25 °С.

3. Водные процедуры выполняются в виде обтирания, обливания, душа и купания.

Начинать закаливание можно только в том случае, если в данный момент нет острых заболеваний или обострения хронических.

Билет № 16
1. Какую роль в организме играют витамины, каковы последствия их отсутствия?
2. Охарактеризуйте особенности биологии клещей и меры защиты от них.
3. Какие правила гигиены органов слуха необходимо соблюдать?