Презентация развитие познавательных и творческих способностей дошкольников. Презентация на тему "развитие творческих способностей у детей". Этапы реализации проекта

Марина Александрова
Презентация опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Алёнка» Александровой Марины Владимировны на тему : «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста »

Музыка - это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека которые надо развивать с детства . Многие великие умы считали развитие творческих способностей одной из важных стадий в развитие общества . Так американский философ и писатель Ральф Эмерсон в своих высказываниях говорил - «Музыка побуждает нас красноречиво мыслить» , а композитор Р. Шуман считал что : «Мелким было бы искусство, которое давало бы только звучания, не имея средств, для выражения душевных состояний». По мнению русского художника, философа и писателя Николая Константиновича Рериха "Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков ; воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасномыслящим. Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт".

Актуальность

Дошкольный возраст очень важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности , от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека . Исходя из этого, мною была определена основная идея опыта работы :

«Развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности».

Цель :

Формирование творческой личности дошкольника , развитие природных задатков , творческих способностей на основе музыкально – игрового творчества .

Задачи :

- развивать творческое воображение

Проявления творческой активности ;

Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности ;

- развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению .

Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества : музыкально – ритмические движения, ритмопластика, певческие импровизации, игра на детских музыкальных инструментах.

Создать предпосылки к формированию творческого мышления .

Я решила использовать на практике различные формы решения программных задач музыкально-художественного воспитания по основным разделам образовательной музыкальной деятельности. В данной работе делается акцент на «Музыкально-игровое творчество » . Это дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.

«Песенное творчество » - это умение детей петь простейшие мелодии, солировать. Пение создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры и развития речи . Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания , выполняемые детьми в игровой форме. Например, игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т. д.) . Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания в разном темпе и ритме, направленные на подражание звукам пения птиц, голосов животных, движения транспорта и многим другим.

«Танцевальное творчество » - это умение детей выражать себя при помощи знакомых элементов танца, импровизировать. На первых этапах формирования у детей представления о танцевальном искусстве я помогаю, советую ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером и формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказок создают свой особый, уникальный танец. Очень хорошо для импровизационного движения помогают такие атрибуты как ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки.

«Музыкально-игровое творчество » - это умение находить способы воплощения музыкально-игрового образа как самостоятельно, так и при помощи взрослых. Опыт работы показал , что участие детей в театрализованных играх позволило им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей , на развитие речевых и творческих способностей детей . Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, доверчивее.

Дети с большим удовольствием учат свои роли, а во время репетиции легко обыгрывают не только их, но и роли других участников.

«Игра на музыкальных инструментах» является одним из видов детского исполнительства, развивающих творческие способности дошкольников . Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения, и одной из первых детских игрушек является погремушка. Игра на инструментах способствует не только развитию слуховых способностей , но и развивает мелкую моторику , чувство ритма. Важно научить детей правильно подбирать звуковой аккомпанемент по смыслу текста стихотворения или сказки , содержанию картины.

Взаимодействие с родителями.

Успех в работе по развитию творческих способностей детей достигается только при тесном взаимодействии с родителями. Те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому проводится работа по ознакомлению родителей с возможностями детского сада в музыкальном воспитании детей . Главное правильно научить раскрывать возможности влияния музыки на психоэмоциональное развитие , и привлечь родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в ДОУ.

Взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя.

В отличие от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие по требованиям ФГОС перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из направлений Художественно-эстетического развития . Вот почему в процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие всех педагогов работающих с детьми . Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя. Так же немаловажным является повышение профессионализма педагогов в вопросах музыкального развития дошкольников . В связи, с чем на групповых занятиях мной проводится обучение воспитателей в области пения, этому способствует разучивание с воспитателями музыкальных произведений для сольного и коллективного пения на праздниках и развлечениях .

Используемая литература

При составлении конспектов НОД я опираюсь на :

Методические пособия и работы по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста таких авторов как Б . Асафьева, К. Орфа, В. Келлера, З. Кодаи, К. Тарасовой, О. Леонтьевой, Г. Струве, В. Емельянова, В. Огородного;

Современные музыкальные концепции педагогов - новаторов В. Жилина, Т. Боровик, Т. Тютюнниковой, А. Бурениной, И. Каплуновой, И. Новоскольцевой;

Журналы «Справочник музыкального руководителя» и «Музыкальный руководитель» .

Сотрудничество с социумом

Главное преподнести детям все многообразие музыки, которое разбудит в них интерес к дальнейшему ее познанию и развитию своих творческих способностей . Для этого свою работу я строю в форме взаимодействия с детской школой искусств, казачьим центром, домом культуры.

Результат работы

Результаты моей работы выражены в положительной динамике развития выразительности речи у воспитанников нашего детского сада. Они проявляют интерес к пению; показывают высокий уровень развития вокально-хоровых навыков; умеют эмоционально и выразительно исполнять разные по характеру песни, как хором, так и самостоятельно. Наглядно это можно видеть на примере проведенных утренников и праздников. Праздники превращаются для наших воспитанников в волшебную красочную сказку, где они могли бы проявить себя как настоящие маленькие артисты. Данная работа отмечена благодарственными письмами и грамотами за активное участие детей в районных праздничных мероприятиях. Что является показателем развития творческих способностей детей .

Перспектива развития данной темы

В будущем я планирую направить работу на углубленное развитие музыкальных способностей с перспективой заинтересовать воспитанников развивать приобретенные навыки на профессиональном уровне. Для этого необходимо чаще включать игры, проводить индивидуальную работу с детьми и родителями. Хотелось бы, чтобы дети самостоятельно сочиняли сказки, что будет способствовать развитию творческих способностей .

Спасибо за внимание!

Опыт работы по теме Развитие творческих способностей младших дошкольников в продуктивной художественно-творческой деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 комбинированного вида г. Североморска Воспитатель Шестопалова Дарья Александровна




Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая: - развитию способности нестандартно мыслить; - готовности к активности творческого характера; -умению создавать креативные продукты собственной деятельности; -формированию эстетического отношения к миру. Актуальность выбранной темы


Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития младших дошкольников посредством: - использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности; - взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей; - взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса. Новизна




Знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов; Упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции (складывание, сминание, формовка, соединение нескольких образов в одно целое и др.); Содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда; Развивать художественное восприятие, наглядно- образное мышление, творческое воображение и художественный вкус; Формировать позицию художника- творца, побуждать самостоятельно выбирать техники изображения при создании выразительных образов; поддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии; Активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа; Согласовывать замысел, действия и планирование в процессе выполнения коллективных творческих работ. Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний; Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности; Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей. Задачи


В основу опыта положены: - исследования Л.А. Венгера, Н.С. Лейтес, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной по изучению психологических механизмов развития способности восприятия художественных образов; - теоретические подходы А.А. Бодалева, В. Ясвина, С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева о роли творческой личности взрослого и развивающей образовательной среды как факторах, обеспечивающих свободное и активное саморазвитие и реализацию творческого потенциала дошкольников; - научные труды П.Р. Атутова, А.В. Хуторского, Л.A. Парамоновой, В.Б. Хозиева и др. к развитию творческих способностей детей в процессе активной деятельности, имеющей продуктивный характер; - современные технологии Г.С. Альтшуллера, Ю. В. Рузановой А.А. Мелик- Пашаева, Е.Л. Яковлевой, Ю.Н. Кулюткина, А.И. Савенкова о развитии творческого потенциала и креативности дошкольников при создании своего личностного значимого творческого «продукта»; - методические рекомендации Е.В.Полозовой, Л.В.Томашевской, Е.Ю.Герц И. А. Лыковой по использованию нетрадиционных методов и приёмов художественно-творческой деятельности в работе с дошкольниками. Методологическая основа


Система работы по развитию творческих способностей дошкольников Работа с детьми: Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная детская деятельность Повышение компетентности педагогов: консультации; мастер – класс; семинар- практикум; круглый стол и т.п. Взаимодействме с родителями: родительские собрания; анкетирование родителей; консультации; наглядная информация; открытые занятия для родителей; практикумы для родителей; привлечение родителей к изготовлению игр и пособий; библиотека для родителей; совместные походы в культурные учреждения города (музеи, выставочные залы)


I. Подготовительный этап: Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно- творческих способностей младших дошкольников; Организация и пополнение развивающей среды; Проведение диагностики развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста; Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей. Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей дошкольников; Составление плана взаимодействия с родителями и педагогами. II. Основной этап: Реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность); Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами. III. Заключительный этап: Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности. Этапы работы по теме опыта




Толстые восковые и акварельные мелки; Цветной мел; пластилин, наборы красок, фломастеров, карандашей; Наборы с трафаретами для аппликации и рисования; Цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры; Наклейки; Ткани; самоклеющаяся плёнка; Клейстер; Наборное полотно; Доска, мольберт, магнитная доска, фланелеграф или коврограф; Нестандартное оборудование (тычки, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки, клише и др. нестандартное оборудование для изодеятельности; Развивающие игры; альбомы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством, видами и жанрами искусства); Книжки-раскраски; иллюстративный материал; Стаканчики для воды, салфетки для кисточек. Оснащение уголка изобразительной деятельности


Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов; Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»); Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения; Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций; Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием; Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек; Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта; Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам. Игры и упражнения, используемые для развития творческих способностей младших дошкольников


МесяцСодержание работы Сентябрь Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей в ДОУ и в семье» Стендовая информация «Что такое творческие способности и как их развивать?»» Октябрь Совместная выставка рисунков «В мире сказок» (нетрадиционные техники рисования») Ноябрь Круглый стол «Игра – как средство развития творческих способностей детей» Декабрь Ярмарка ко Дню рождения детского сада (совместная деятельность детей с родителями) Январь Мастер-класс «Рисуем пальчиками, кулачками, ладошками» Февраль Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников» Март Мастер-класс «Букет для мамы» (использование штампиков, тычков) Апрель Семинар – практикум «Нетрадиционные техники рисования» Май Создание творческих детско- родительских проектов по теме Перспективный план работы с родителями


Планирование работы по повышению компетентности педагогов МесяцСодержание работы Сентябрь Консультация « Развитие творческих способностей в разных возрастных группах» Октябрь Мастер-класс «Рисуем ладошками и пальчиками» Ноябрь Круглый стол «Игра – как средство развития творческих способностей детей» Декабрь Семинар-практикум «Изготовление новогодней игрушки» Январь Консультация «Лего – конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников» Февраль Мастер-класс «Корабль цветов» Март Семинар – практикум «Нетрадиционные техники рисования» Апрель Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников» Май Консультация «Творчество детей раннего возраста как образное познание мира»


Эмоционально откликаются на выразительные образы, радуются красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видят эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета; могут высказать свою оценку, доступными средствами пояснить выбор предмета. Могут создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм. Освоили некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно требованиям программы), способы создания изображения, передают сходство с реальными предметами, обогащают образ выразительными деталями. Проявляют некоторую самостоятельность в выборе изобразительных средств и материалов; Проявляют интерес к творческому экспериментированию; Совершенствовалась ручная умелость, мелкая моторика; Повысился уровень развития художественно – творческих способностей. Достижения детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой) :


Результаты работы с педагогами и родителями: Родители: Проявляют интерес к совместной творческой продуктивной деятельности; Интересуются жизнью детей в группе, оказывают посильную помощь в оформлении выставок; Повысился уровень компетентности в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников; Сформировалась потребность участвовать в совместных проектах. Обогатили предметно развивающую среду в группах, пополнили уголки изодеятельности; Систематизировали собственные знания по применению нетрадиционных техник в работе с младшими дошкольниками; Используют разнообразные формы работы с родителями по развитию творческих способностей детей. Педагоги:


Критерии проявления творчества г г. нсвнсв Увлечённость, способность войти в воображаемую ситуацию Находчивость при решении новых задач, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий Использование выразительных средств при проявлении детского творчества и обогащения художественного образа Мониторинг показателей развития творческих способностей младших дошкольников (%) (Л.В. Пантелеева, И.А. Лыкова) Анализ мониторинга показывает стабильно высокие результаты развития творческих способностей дошкольников при их положительной динамике, что позволяет сделать вывод об эффективности проводимой работы.


Для развития творческих способностей дошкольников необходимо: Создать условия: подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними; Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру, Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям; Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска; Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами; Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих. Рекомендации для педагогов и родителей


Вывод: Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества. Роль педагога, во – первых, сформировать способность Смотреть и Видеть, Чувствовать Познавать Творить, вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); во – вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.


ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА: 2012год – консультация «Методы и приёмы работы с дошкольниками по развитию детского изобразительного творчества» в рамках педагогического часа; 2013 год – мастер – класс «Рисуем штампами» в рамках круглого стола «Творческое развитие дошкольников»; 2013г.- обобщение опыта работы по теме «Развитие творческих способностей младших дошкольников в продуктивной художественно-творческой деятельности» на педагогическом совете (Протокол педагогического совета 5 от г.). НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: 2013 г. - Консультационный пункт «Ознакомление дошкольников с родным краем». Выступление с презентацией познавательно-творческого проекта «Мой любимый город» в рамках круглого стола «Растим маленьких граждан. Использование активных форм и методов организации работы с детьми в воспитании нравственно-патриотических чувств». НА ОБЛАСТНОМ УРОВНЕ: 2013 г. – МГГУ, круглый стол «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования» для студентов Психолого- педагогического института Мурманского государственного гуманитарного университета. Выступление с докладом «Лего – конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников»; г. - Межмуниципальная заочная конференция «Детский сад в радость – создание оптимальных условий для физического развития и психического здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования», г. Апатиты. Выступление по теме «Изотерапия как средство и метод формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста». Распространение опыта

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности Воспитатель: Кирсанова Галина Викторовна МДОУ «д / с № 25 » г. Кимры

«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» Л.С. Выготский

: Актуальность Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая: - развитию способности нестандартно мыслить; - готовности к активности творческого характера; -умению создавать креативные продукты собственной деятельности; - формированию эстетического отношения к миру.

Новизна Новизна заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития младших дошкольников посредством: - использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности; - взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей; - взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.

Цель Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

Задачи Знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов. Упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции (складывание, сминание, формовка, соединение нескольких образов в одно целое и др.). Содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда. Развивать художественное восприятие, наглядно- образное мышление, творческое воображение и художественный вкус. П оддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии. Активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности. Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.

Система работы по развитию творческих способностей дошкольников Работа с детьми: 1. Работа с детьми: - Непосредственно образовательная деятельность - Совместная деятельность воспитателя с детьми - Самостоятельная детская деятельность 2. Повышение компетентности педагогов: - консультации; - мастер – класс; - семинар- практикум; т.п. 3. Взаимодействме с родителями: - родительские собрания; - анкетирование родителей; - консультации; - наглядная информация; - привлечение родителей к изготовлению игр и пособий.

Этапы работы I. Подготовительный этап: Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно- творческих способностей младших дошкольников; Организация и пополнение развивающей среды; Проведение диагностики развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста; Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей. Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей дошкольников; Составление плана взаимодействия с родителями и педагогами. II . Основной этап: Реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность); Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами. III . Заключительный этап: Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности. Этапы работы по теме опыта

Оснащение уголка изобразительной деятельности Толстые восковые и акварельные мелки; Цветной мел; пластилин, наборы красок, фломастеров, карандашей; Наборы с трафаретами для аппликации и рисования; Цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры; Наклейки, ткани, самоклеющаяся плёнка, клей; Доска, мольберт, магнитная доска, фланелеграф Нестандартное оборудование (тычки, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки, клише и др. Развивающие игры; альбомы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством, видами и жанрами искусства); Книжки-раскраски; иллюстративный материал; Стаканчики для воды, салфетки для кисточек.

Игры и упражнения, используемые для развития творческих способностей дошкольников Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов; Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки »); Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения; Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций; Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием; Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек; Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта;

Рекомендации для педагогов и родителей Для развития творческих способностей дошкольников необходимо: Создать условия: П одготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними. Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру. Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям. Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска. Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами. Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих.

Вывод Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества. Роль педагога, во-первых: сформировать способность СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ;, ЧУВСТВОВАТЬ, ПОЗНАВАТЬ, ТВОРИТЬ; вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); во-вторых: вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

Спасибо за внимание!


ИПМ 1. Сведения об авторе. ИПМ 2. Условия формирования опыта. ИПМ 3. Теоретическая база опыта. ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта. ИПМ 5. Новизна опыта. ИПМ 6. Адресность опыта. ИПМ 7. Трудоёмкость опыта. ИПМ 8. Технология опыта. ИПМ 9. Результативность опыта. ИПМ 10. Оценочный лист ИПМ 1. Сведения об авторе Ф.И.О. – Пискунова Вероника Владимировна Образование: среднее специальное Название учебного заведения, год его окончания: Актюбинское педагогическое училище, 1993г. Специальность по диплому: «Учитель начальных классов». Место работы: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитию детей № 109» г. Оренбурга Должность: Воспитатель. Педагогический стаж: 14 лет. Стаж работы в занимаемой должности: 14 лет. Квалификация: I квалификационная категория. ИПМ 2. Условия формирования опыта «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, Образно говоря, идут тончайшие нити – Ручейки, которые питают источник Творческой мысли. Другими словами, чем Больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А.Сухомлинский Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей. ИПМ 3. Теоретическая база опыта «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель Проблема изобразительной деятельности была актуальна всегда, ее рассматривали Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Е.И. Игнатьев. Значительный вклад в разработку изобразительной деятельности детей внесли Г.В. Лабунская, Е.Н. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, которые утверждали, что детская изобразительная деятельность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл; что детское творчество-это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Значительный вклад в разработку вопроса, связанного с обучением нетрадиционными техниками рисования внесли Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, К.К. Утробина, Д.Н. Колдина. Особое место занимает сегодня работы К.К. Утробиной и Д.Н. Колдиной. В их работах определена роль нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных умений дошкольников, представлена система знаний по обучению детей нетрадиционным техникам рисования. Основной подход в работе с детьми – личностно - ориентированный, определяющий степень взаимодействия учителя и ученика особенностями их личностного развития. Ведущие методические принципы принцип творчества принцип деятельности принцип непрерывности принцип целостности картины мира принцип вариативности принцип гуманности Термин «нетрадиционный» (от латинского tradition- привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребёнка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование по бархатной бумаге и т. д.). Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требует точности и быстроты движений (нужно выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности внимания. ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта Актуальность проекта. Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. Перспективность. 1. Побуждать детей к самостоятельным творческим проявлениям в самостоятельной деятельности. 2. Наработать материал по развитию творчества детей средствами нетрадиционных техник в лепке, аппликации. 3 . Привлекать родителей к участию в выставках совместного творчества с использованием нетрадиционных техник. ИПМ 5. Новизна опыта Предложенный нами опыт воплощает в себе новый подход к художественно-творческому развитию дошкольников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики. Основа педагогического опыта – это постепенность погружения в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждая образовательная деятельность – новый шаг в познании, а познание это происходит, как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребенка. Единство их в каждом занятии обязательно. Вся образовательная деятельность построена в виде игры – путешествия по сказочным странам (в гости к краскам, к кисточкам, к палочкам и т.д.). Основная цель этих превращений в веселую игру – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. ИПМ 6. Адресность опыта Данные методические рекомендации предназначены воспитателям, имеющим разный уровень педагогического мастерства. Предложенный опыт работы можно реализовать как на отдельной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей. ИПМ 7. Трудоёмкость опыта Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в: планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей подборе оборудования и материалов применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей. ИПМ 8. Технология опыта Сущность опыта: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому. В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Она включает следующие методы обучения: информативно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод проблемного изложения материала. Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях: от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования Нетрадиционные техники рисования Тычок жесткой полусухой кистью Восковые мелки + акварель Оттиск поролоном Акварельные мелки Оттиск пенопластом Кляксография с ниточкой Оттиск печатками из картофеля Кляксография с трубочкой Монотипия предметная Кляксография обычная Отпечатки листьев Тычкование Монотипия пейзажная Печать по трафарету Оттиск пробкой Свеча + акварель Рисование пальчиками Оттиск смятой бумагой Рисование ладошкой Оттиск печатками из ластика ИПМ 9. Результативность опыта В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.