Принуждение как метод. Убеждение и принуждение как всеобщие методы управления. Правила применения принуждения. Принуждение как метод осуществления

Принуждение как метод управления мотивацией труда

Различные подходы к управлению мотивацией труда важны не сами по себе, а как способ управления трудовым поведением. Именно с таких позиций оно рассматривается в зарубежной теории и практике.

Решающую роль в совершенствовании техники и технологии, повышение эффективности труда играет «человеческий фактор». Реализовать потенциальные возможности, которые предоставляет научно-технический прогресс можно при соблюдении трех необходимых условий: работник должен обладать определенными способностями (уровень подготовки, квалификации, образования, навыков, здоровья);

1) иметь желание трудиться (мотивация труда, ценностная ориентация);

2) условия труда (цели, задачи, условия оплаты, сырье, материалы, техника).

То есть, для подготовленного работника должны быть созданы такие условия, которые бы мотивировали работника к высокоэффективному трудовому поведению.

Обеспечить это можно через управление социальными системами. Управление социальными системами может осуществляться тремя способами: принуждением, убеждением и побуждением. Сущность их в следующем.

Принуждение , или директивное управление, является способом прямого, непосредственного воздействия на социальные системы посредством законов, приказов, предписаний, инструкций. Директивно-нормативные документы содержат правила поведения работника или трудового коллектива в определенных условиях. В силу этого документы выступают в качестве регуляторов поведения человека или трудового коллектива. Управление в этом случае строится на основе принуждения, угрозе снижения удовлетворения каких-либо потребностей при частичном или же полном не выполнении требований и задач, поставленных перед ним. При этом размер и содержание наказания заранее известны им и выбираются руководителем по собственному желанию либо по определенному нормативу (документу, положению).

Способ принуждения имеет ряд достоинств: не требует глубины проникновения в личность подчиненного; для его реализации достаточно использовать элементарные базовые способности человека, которые обладают большой значимостью и имеются у всех людей; этот способ весьма оперативен; для него не требуется резервареальных жизненных благ, т.к. у человека всегда найдется, что отнять.

Этим объясняется широкая распространенность этого способа, особенно в экстремальных условиях. Однако ряд моментов психологического и социального характера обуславливают ограничение сферы и размеров его применения. К недостаткам этого способа следует отнести следующие. При применении его складываются специфические отношения между руководителем и подчиненным (объектом управления), формируется дисциплина поведения. Методы принуждения не предъявляют личности подчиненного высоких требований, не дают ему серьезного социального заказа, примитивируют его, воспитывают покорность, ограничивают самовыражение и самореализацию, убивают творческие начала и тем самым ограничивают развитие личности. И, наконец, трудовой процесс в этом случае совершается на основе страха и безропотного подчинения, хотя цели руководителя и объекта управления могут не совпадать; такая деятельность никогда не бывает эффективной.

Оценивается необходимость самостоятельной криминализации принуждения с целью заставить другое лицо совершить преступление с учётом положений Общей части Уголовного кодекса РФ о подстрекательстве.

В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК) принуждение используется во многих значениях. Во-первых, в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния (ст. 40 УК). Во-вторых, для определения сути наказания (ч. 1 ст. 43 УК). В-третьих, как обстоятельство, отягчающее или смягчающее наказание (п. «е» ч. 1 ст. 61, п. «к» ч. 1 ст. 63 УК). В-четвертых, в качестве самостоятельного преступного действия (ст. 120, 141, 142, 147, 149, 179, 184, 185 5 , 240, 302, 309 и 333 УК). В-пятых, как способ реализации иного деяния (ст. 144 и 283 1 УК).

Помимо всего вышеперечисленного принуждение может использоваться в качестве способа вовлечения лица в совершение преступления. Такая функция в рамках института соучастия характерна для подстрекателя. Однако указание на принуждение в ч. 4 ст. 33 УК отсутствует. Можно сослаться на открытость перечня в указанной норме, однако следует обратить внимание на то, что речь в ней идет об альтернативных способах склонения. Таким образом, возникает вопрос, можно ли считать принуждение способом склонения.

Обратимся к словарям. Склонить означает убедить, уговорить ; постоянно упоминать, делать предметом обсуждений, разговоров . Убедить – это «заставить поверить чему-нибудь, уверить в чем-нибудь» . Не маловажную роль для составления общей картины играют синонимы. Для склонения, среди прочих, приводят такие: подталкивание, побуждение, умасливание, уговаривание, стимулирование . Принуждение, в свою очередь, определяется через насилие, применение силы, взыскание, давление, вынуждение, шантаж, нажим, диктат, заставление, обязывание и т.д. . Проявляется оно через требование, приказ, угрозу, физическое или сильное моральное наказание и другие способы . С.И. Ожегов привел следующее определение: «принуждение - ПРИНУДИТЬ, ужу, удишь; уждённый (ён, ена); сов., кого (что) к чему и с неопр. Заставить сделать что н.» . Таким образом, с позиции русского языка принуждение и склонение имеют различную природу.

Теперь обратимся к статьям Особенной части УК, где упоминается принуждение. Например, в ст. 184 УК последнее использовано в качестве альтернативного действия по отношению к склонению. Также какая-либо соподчиненность рассматриваемых понятий отсутствует в ст. 205 1 , 282 1 и 282 2 УК, где принуждение входит в состав «иного вовлечения» .

В литературе существует мнение о том, что «принуждение (как физическое, так и психическое) вполне подпадает под признаки угрозы или другого способа», соответственно может рассматриваться в качестве подстрекательства . Однако данное утверждение ошибочно в части определения главного и зависимого понятий – угроза является разновидностью принуждения, а не наоборот. Доказать это достаточно просто. Во-первых, если признать принуждение видовым понятием по отношению к угрозе, то в таком случае все способы первого также должны иметь отношение к угрозе. Очевидно, что в отношении насилия, ограничения свободы, использования зависимого положения и т.д. такого вывода сделать нельзя. Во-вторых, например, в ч. 1 ст. 302 УК законодатель использует формулировку «принуждение путем угроз». Таким образом, здесь последняя выступает способом принуждения, что, соответственно, исключает возможность его рассмотрения в качестве одного из способов склонения.

Безусловно, в рамках упомянутых выше ст. 184 и 302 УК принуждение не приводит к совершению преступления, однако это не препятствует рассмотрению закрепленных в них норм на предмет соотношения комментируемых понятий.

Принуждение в качестве разновидности вовлечения лица в преступную деятельность может выражаться в форме физического или психического насилия, шантажа, угроз, использования материальной или должностной зависимости лица и т.д. Отличие принуждения от склонения заключается в том, что в первом случае лицо совершает преступление, опасаясь наступления неблагоприятных последствий со стороны принуждающего за отказ от требуемого. Иными словами, при склонении подстрекаемый действует добровольно, при принуждении при сохранении принуждаемым способности руководить своими действиями (бездействием) – не добровольно, а в случаях, предусмотренных ст. 40 УК, – безвольно. Таким образом, если принуждение не является способом склонения, возникает вопрос, какое место должно быть ему отведено в рамках института соучастия.

Возможными вариантами могут быть замена подстрекательства на вовлечение или введение принуждения в качестве самостоятельного вида соучастия наряду с существующими. Однако подобные решения только еще больше усложнят институт соучастия. Юридическая техника законодателя при формулировании уголовно-правовых норм, безусловно, требует совершенствования. Однако при предложении тех или иных изменений необходимо также оценивать их практическую значимость.

В связи с этим оптимальным вариантом представляется дополнение ч. 4 ст. 33 УК указанием на принуждение наряду со склонением. Недостаток такого подхода – несоответствие ключевого понятия входящим в его состав элементам. Под подстрекательством понимается «побуждение к чему-нибудь, подговор к преступлению» . Подстрекать означает подговаривать, надоумить, подбивать, настрополять, подзуживать, подускивать, заводить и т.д. . Все вышеперечисленное ближе именно к склонению. Однако подобная мера позволит сохранить традиционный и устоявшийся термин «подстрекатель», максимально упорядочив при этом его содержание. Более того, примеры признания принуждения разновидностью подстрекательства можно найти в судебной практике .

Таким образом, ч. 4 ст. 33 УК предлагается изложить в следующей редакции: «Подстрекателем признается лицо, вовлекшее другое лицо путем склонения или принуждения в совершение преступления».

Признание принуждения способом подстрекательства ставит вопрос о целесообразности самостоятельной уголовно-правовой оценки данного действия, получившей свое отражение в ст. 283 1 , 309 и 333 УК.

Сравним санкции за подстрекательство в виде принуждения в указанных выше статьях с санкциями норм, в которых отражены совершаемые в результате оказанного воздействия преступления. За разглашение государственной тайны (ч. 1 ст. 283 УК) срок наиболее строгого наказания составляет 4 года лишения свободы, что идентично ответственности за получение подобных сведений по ч. 1 ст. 283 1 УК. Такое же совпадение наблюдается по санкциям частей первых ст. 307, 308 и 309 УК – до трех месяцев ареста. Результатом принуждения начальника к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК) может стать совершение любого преступления, предусмотренного гл. 33 УК. В виду многочисленности входящих в нее статей в первую очередь обратим внимание на их категорийность (простых составов). Так, из двадцати преступлений три являются тяжкими (ст. 338, 351 и 352 УК), три (ст. 334, 340 и 345 УК) – средней тяжести, и оставшиеся четырнадцать – небольшой. Принуждение по ч. 1 ст. 333 УК, в свою очередь, рассматривается в качестве преступления средней тяжести. Таким образом, самостоятельная криминализация подстрекательства по отношению к первой группе бессмысленна, поскольку занижает ответственность принуждающего. Максимальный предел большинства преступлений из последний группы составляет два года лишения свободы. Соответственно назначение наказания подстрекателю в пределах 5 лет лишения свободы по сравнению с двумя годами для исполнителя по основному составу явно не сочетается с принципом, закрепленным в ст. 6 УК.

Здесь, однако, можно сослаться на желание законодателя обеспечить повышенную охрану отношений, выступающих объектом в ст. 283, 307, 308 и предусмотренных гл. 33 УК (а именно ст. 334, 338 и 340 УК, как преступлений средней тяжести), в том случае если имеет место неоконченная стадия совершения преступления. Однако согласно материалам судебной практики по указанным статьям ни одно лицо не было привлечено к уголовной ответственности на стадии покушения. Соответственно у правоприменителя отсутствует потребность в инструменте, предложенном законодателем в части самостоятельной ответственности принуждающего. Таким образом, криминализация подобных действий в Особенной части УК излишня.

Источники:

  1. См.: Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография) // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/michelson_old/8487 . (Дата обращения: 28.09.2015).
  2. См.: Толковый словарь С.И. Ожегова // Там же. : http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/221014 . (Дата обращения: 30.08.2015).
  3. Толковый словарь Д.Н. Ушакова // Там же. URL:

Для каждой стадии социально-экономического развития общества свойственна собственная основа формирования государственных учреждений (государственной власти), системы права, методов управления и т.п. Таким образом, объективные закономерности определяют как те цели, которые мы перед собой ставим, так и возможности, в том числе способы и средства, т.е. методы воздействия на общественные отношения, имеющиеся для достижения этих целей.

Управление делами государства, реализация исполнительной власти, обеспечение дисциплины и правопорядка осуществляются с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В современных условиях в качестве этих способов выступают два универсальных метода государственного управления - убеждение и принуждение.

Проблема убеждения и принуждения в современном обществе - это проблема методов социального (государственного и негосударственного) управления экономическими, политическими, социальными, духовными процессами, это проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми.

Убеждение и принуждение как методы государственного управления - явления социальные, поскольку они реализуются в связях между участниками конкретных общественных отношений. Эти методы, представляя собой систему способов организующего воздействия государства (органа управления, должностного лица) на сознание и поведение людей, являются необходимым условием нормального функционирования общества в целом, любого государственного объединения, любого процесса управления.

Социальное назначение и эффективность этих методов определяются тем, что они:

  • а) обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития современного общества;
  • б) должны находиться в неразрывном единстве;
  • в) зависят от того, насколько правильно, социально адекватно отражают требования жизни, экономические и политические потребности развития общества;
  • г) основаны на соотношении убеждения и принуждения, обусловливаемом сущностью и состоянием общества и государства, которое может быть тоталитарным, полицейским или демократическим, правовым.

Российское государство, будучи по самой своей природе демократическим государством, не может строить отношения с населением на каких-либо иных основах, кроме убеждения граждан в правильности своей политики и принуждения в отношении тех, чьи устремления и действия расходятся с нормами права. Убеждение и принуждение используются государством не во имя каких-то абстрактных целей, а в интересах создания необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Следовательно, суть соотношения убеждения и принуждения состоит в том, что они взаимно дополняют друг друга, способствуя достижению одних и тех же целей.

Главное заключается в том, что государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не карательную, а творческую, созидательную деятельность, и именно в этом ключ к пониманию сущности и назначения убеждения и принуждения в современном обществе.

В качестве основного метода своей деятельности государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов Российской Федерации. Однако в условиях, когда совершаются правонарушения, возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, органы государственного управления, их должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок.

При воздействии на сознание людей путем убеждения у личности создаются внутренние моральные стимулы, потребность правомерного поведения, принуждение же заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны других граждан.

Таким образом, под содержанием убеждения и принуждения следует понимать систему мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права.

Убеждение далеко не всегда оказывается достаточным средством воздействия в отношении отдельных лиц, нарушающих нормы поведения в обществе. Поэтому государство, защищая права и свободы граждан, интересы общества, принуждает лиц, не поддающихся мерам убеждения и общественного воздействия, к соблюдению порядка, устанавливает различные виды ответственности за совершение правонарушений. Убеждение при этих обстоятельствах перестает быть единственным средством воздействия. Возникает объективная необходимость применения принуждения. При этом органы государственного управления используют принуждение в целях искоренения антиобщественных явлений, охраны собственности, воспитания дисциплины труда и организованности.

Принуждение обусловлено объективными потребностями развития общества, является свойством государственной власти, поскольку оно - необходимый элемент всякой социальной организации и "качество всякой власти".

Государственное принуждение в зависимости от характера общественно опасного деяния (события) и непосредственного объекта воздействия подразделяется на физическое и психическое (угроза, страх наступления неблагоприятных последствий). Его цель - заставить конкретные субъекты права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий. Принуждение является методом, формирующим состояние подчиненности субъектов, и представляет собой властное веление или прямое действие. Достижение желаемого результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта, при его внутреннем, а подчас и внешнем сопротивлении.

Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. К ним относятся: меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, материальной); меры пресечения и административно-предупредительные меры принудительного характера (например, таможенный досмотр, меры карантинного характера, принудительное медицинское освидетельствование).

В качестве непосредственного объекта физического принуждения выступают личность и материальное положение юридического лица. Физическое принуждение может выражаться в конкретных мерах, т.е. в определенных ограничениях, лишении некоторых благ, имеющихся в распоряжении субъекта.

Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер принудительного воздействия. Тем самым гарантируются права и свободы граждан, интересы общества и государства.

Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. В этих условиях особое значение приобретает неизбежность наказания. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчиненный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.

Тема 11. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

План занятия.

1. Понятие и принципы законности. Значение законности в государственном управлении.

2. Понятие и особенности способов обеспечения законности в государственном управлении.

3. Государственный контроль в управлении.

4. Судебный контроль как способ обеспечения законности.

5. Прокурорский надзор.

6. Обжалование и опротестование решений органов исполнительной власти и их должностных лиц

1. Обжалование неправомерных действий органов и должностных лиц.

2. Обеспечение законности в деятельности органов исполнительной власти.

3. Ведомственный контроль за законностью, его правовое регулирование и формы реализации.

5. Значение и формы судебного контроля в сфере государственного управления.

6. Государственный контроль в административном праве.

7. Прокурорский надзор в государственном управлении.

8. Судебный контроль в государственном управлении.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении?

2. Как соотносятся понятия «дисциплина» и «законность»?

3. Как Вы понимаете соотношение понятий «дисциплина» и «правопорядок»?

4. Дайте понятие контроля, как способа обеспечения законности?

5. Контрольные полномочия законодательных органов за исполнительной деятельностью.

6. Президентский контроль.

7. Правительственный контроль.

8. Формы реагирования прокурора на нарушения законности.

9. Виды обращений граждан в органы исполнительной власти. Понятия «жалоба», «заявление», «предложение». Понятия «общая административная жалоба» и «специальная административная жалоба», «судебная жалоба».

Задание 1.

Нарисуйте схему, отражающую систему способов обеспечения законности в государственном управлении.

Задание 2.

Изучив соответствующую литературу, укажите, какие виды контроля возможно выделить по следующим критериям: а) по времени осуществления; б) по объекту контроля; в) по субъектам контрольной деятельности.



Задание 3.

Дайте понятие ведомственного и надведомственного контроля и назовите их субъекты.

Может ли один субъект осуществлять оба вида контрольной деятельности?

Приведите конкретные примеры.

Задание 4.

При проверке, проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации в одном из министерств, были установлены неоднократные случаи грубого нарушения порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.

Какая форма реагирования должна быть избрана в данном случае?

Тема 12. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

План занятия.

1. Понятие административного принуждения и его отличие от других видов государственного принуждения.

2. Цели и основания применения мер административного принуждения. Виды мер административного принуждения и их правовая характеристика.

3. Правовая характеристика мер административного предупреждения.

4. Правовая характеристика мер административного пресечения.

Темы для докладов и сообщений:

1. Особенности применения мер административного принуждения.

2. Основания классификации мер административного принуждения.

3. Меры административного предупреждения и меры административного пресечения: общее и особенное.

4. Доставление и задержание правонарушителей как меры административного пресечения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие и виды государственного (юридического) принуждения. Общие черты различных его видов.

2. Понятие и отличительные черты административного принуждения.

3. Охарактеризуйте различия в степени (детализации) правового регулирования метода убеждения и метода принуждения.

4. Все ли органы (должностные лица) исполнительной власти правомочны применять административное принуждение?

5. Какими нормативными правовыми актами регулируется применение административного принуждения органами внутренних дел? Органами федеральной пограничной службы? Таможенными органами?

6. Назовите меры административного принуждения, которые могут применяться к юридическим лицам.

7. Как можно классифицировать меры административного принуждения в зависимости от их предназначения?

Задание 1.

Какие из перечисленных мер государственного принуждения следует отнести к мерам административного принуждения: а) увольнение с работы за распитие спиртных напитков на рабочем месте; б) конфискация имущества у лица, осужденного по приговору суда к лишению свободы; в) задержание сотрудником полиции лица, подозреваемого в совершении преступления; г) изъятие вещей, являющихся орудием совершения правонарушения у лица, подвергнутого административному задержанию; д) доставление нарушителя в полицию для составления протокола об административном правонарушении.

Задание 2.

При объявлении чрезвычайного положения государственные органы могут применять следующие меры: а) временно выселять граждан из районов, опасных для проживания; б) проводить санитарно-противоэпидемиологические мероприятия; в) приостанавливать деятельность политических партий; г) ограничить продажу оружия; д) устанавливать особый режим работы предприятий, учреждений; е) выдворять нарушителей общественного порядка; ж) проводить мобилизацию трудоспособного населения и транспортных средств; з) устанавливать комендантский час.

К каким видам административно-правового принуждения относятся, на ваш взгляд эти меры?

Задание 3.

На семинаре по административному праву между студентами возник спор: одни утверждали, что доставление и задержание правонарушителя являются мерами административного пресечения. Другие – мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Выскажите ваше мнение по данному спорному вопросу.

Задание 4.

Классифицируйте меры административного принуждения по следующим основаниям:

· по характеру воздействия;

· по непосредственным целям применения;

· по субъектам применения;

· по субъектам, в отношении которых эти меры применяются.

Задание 5.

На семинарском занятии студент Алексеев пояснил, что административное задержание личности есть ничто иное, как реализация метода принуждения публичной властью. Студент Вихрев возразил ему, сказав, что эта мера представляет собой правовую форму исполнительной деятельности. Кто из этих студентов прав?

Принуждение - это метод воспитания, заключающийся в применении к нарушителю дисциплины мер воздействия дис­циплинарного или имущественного характера, которые побуж­дают его выполнять установленные правила поведения. Дан­ный метод применяется к отдельным недобросовестным работ­никам и выражается в применении к нарушителям трудовой дисциплины мер как дисциплинарного, так и общественного воздействия. Средствами принуждения являются наказания, и при их применении необходимо соблюдать правила эффектив­ности наказаний, к которым относятся неотвратимость наказа­ния; индивидуализация наказания; значимость меры наказания для работника; справедливость наказания; учет тяжести совер­шенного проступка.

В целях обеспечения трудовой дисциплины ТК РФ (ст. 21, 22) и рядом других централизованных и локальных актов опре­делены обязанности как работников, так работодателя. При этом они тесно взаимосвязаны, поскольку обязанностям одной стороны трудового договора соответствуют права другой.

Система установления обязанностей работников выглядит следующим образом: общие обязанности всех работающих по трудовому договору закреплены в Трудовом кодексе; обязанности отдельных категорий работников и работни­ков отдельных отраслей народного хозяйства установлены в иных нормативно-правовых актах (например, обязанности научно-педагогических работников высшего учебного заведения определены ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г.

Необходимо обратить внимание, что в КЗоТ РФ обязанностям Работника и администрации в главе «Трудовая дисциплина» были по­священы специальные статьи 127 и 129.

№ 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»1);непосредственно в организации обязанности закреплены в уставе, правилах внутреннего трудового распорядка, положени­ях о структурных подразделениях, должностных инструкциях, положениях о персонале, а также в коллективном и трудовом договорах.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник, в частности, обязан: соблюдать трудовую дисциплину; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; выполнять установленные нормы труда; бережно относиться к имуществу работодателя и других ра­ботников.

Общие обязанности работодателя сформулированы в ст. 22 ТК РФ. Они также могут быть установлены и конкретизирова­ны в правилах внутреннего трудового распорядка, уставах орга­низаций, положениях о дисциплине. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимы­ми для исполнения ими трудовых обязанностей; своевременно выплачивать заработную плату; заботиться о бытовых нуждах работников, связанных с ис­полнением ими трудовых обязанностей.


Трудовой распорядок и дисциплина труда у каждого кон­кретного работодателя определяются на основе требований тру­дового законодательства правилами внутреннего трудового рас­порядка. Согласно ст. 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка - это локальный нормативный акт, регламентирую­щий в соответствии с Трудовым кодексом и иными федераль­ными законами порядок приема и увольнения работников, ос­новные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работ­никам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников при принятии локальных нормативных актов, содержащих нор­мы трудового права, определен ст. 372 ТК РФ.

Они, как правило, являются приложением к коллективному договору (ст. 190 ТК РФ). Вместе с тем это отнюдь не обяза­тельно, поскольку имеются существенные различия в процеду­ре принятия указанных актов, срок действия коллективного до­говора ограничен, а также различны процедуры разрешения разногласий и споров, которые могут возникнуть между рабо­тодателем и работниками. Поэтому формальное объединение коллективного договора и правил внутреннего трудового распо­рядка может привести к необоснованной конкуренции в при­менении норм законодательства.

Закон не устанавливает каких-либо специальных требова­ний к содержанию правил внутреннего распорядка. В каждом случае оно определяется по усмотрению работодателя. До не­давнего времени правила внутреннего трудового распорядка конкретных организаций разрабатывались на основе Типовых правил, утвержденных по согласованию с ВЦСПС постановле­нием Госкомтруда СССР от 20 июля 1984 г.1, или соответствую­щих отраслевых правил.

В содержание правил внутреннего трудового распорядка тра­диционно включаются следующие разделы: 1) Общие положе­ния (о действии правил); 2) Порядок приема и увольнения ра­ботников; 3) Основные права и обязанности работников; 4) Ос­новные права и обязанности работодателя (его представителей); 5) Рабочее время и режимы труда (начало и окончание рабочего дня; учет рабочего времени; сверхурочные работы; запрещенная деятельность в рабочее время); 6) Поощрения за успехи в работе (виды поощрений; процедура применения мер поощрения; по­ощрения за особые заслуги); 7) Ответственность за нарушения трудовой дисциплины (виды дисциплинарных взысканий; взы­скание за прогул и другие наиболее значимые нарушения; про­цедура применения дисциплинарных взысканий).

Для отдельных отраслей народного хозяйства и категорий ра­ботников действуют уставы и положения о дисциплине. Наличие этих актов обусловлено особой сложностью труда работников этих отраслей и повышенными требованиями к соблюдению ими трудовой дисциплины. В соответствии с новой редакцией ч. 5 ст. 89 ТК РФ они должны устанавливаться федеральными законами, а до последнего времени утверждались Правительст­вом РФ.

Так, Положение о дисциплине работников железнодорож­ного транспорта Российской Федерации утверждено постанов­лением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621"; Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флага Российской Федерации утвержден постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 70S2.

Действуют также уставы и положения для: военизированных горноспасательных частей по обслужива­нию горнодобывающих предприятий металлургической про­мышленности; военизированных горноспасательных подразделений в транспортном строительстве; работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии; работников морского транспорта; экипажей судов обеспечения Военно-Морского флота.

Одним из отличий этих актов является наличие в них более строгих и разнообразных, чем для всех остальных работников, мер взыскания. Положения и уставы о дисциплине обязательны для всех работников, которые подпадают под их действие. Ра­ботодатели не вправе вносить в них какие-либо изменения или дополнения.

Некоторые особенности, касающиеся трудового распорядка работников, подпадающих под действие положений и уставов о дисциплине, могут быть предусмотрены в правилах внутренне­го трудового распорядка, однако они не должны противоречить положениям и уставам.