Проект положения о суот. Образец приказа о внедрении суот: как должен выглядеть. Что требует ТК РФ

Охрана труда в любой организации начинается с системы, и образовательное учреждение (школа) тому не исключение. Для Вас мы разобрали, из чего состоит положение о СУОТ в школе образец 2017 года Вы сможете найти и скачать в конце этой статьи. Приступим!

Нормативно-правовое обеспечение положения о СУОТ в школе

Положение о СУОТ в школе, как и любой другой локальный документ, регулируется нормативно-правовыми актами (НПА). Ниже мы привели для Вас список основных НПА, которыми следует руководствоваться при написании положения.

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  3. ГОСТ Р 12.0.007-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию
  4. ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Общие требования
  5. Письмо Минтруда России от 31.10.2016 N 15-1/10/В-8028 «О создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда»
  6. Письмо Минобрнауки от 25 августа 2015 года N 12-1077 «О направлении рекомендаций по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

Структура положения о СУОТ в образовательном учреждении (школе)

В соответствии с Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», должно содержать следующие разделы.

  • Общие положения. В самом начале следует указать нормативно-правовую базу положения, а также отметить, что устанавливает СУОТ в образовательном учреждении, и кратко анонсировать её структуру.
  • Политика работодателя в области охраны труда. Вторая часть положения о СУОТ в школе должна содержать краткую информацию о декларированных намерениях работодателя соблюдать государственные нормативные требования охраны труда и гарантировать безопасный труд для работников образовательного учреждения.
  • Цели и задачи работодателя в области охраны труда. Эта часть положения, как правило, описывает цели в области охраны труда, которые ставит перед образовательным учреждением его руководитель. Мы советуем очень внимательно отбирать цели по охране труда для этого раздела СУОТ. Они должны соответствовать актуальному состоянию охраны труда в школе и быть выполнимыми. Высшим пилотажем будет определение временных рамок для достижения каждой из целей.
  • Обеспечение функционирования СУОТ. Следующая часть положения о СУОТ в школе содержит информацию об уровнях управления охраной труда (региональный, муниципальный и локальный), а также о полномочиях и функциональных обязанностях каждого из уровней управления.
  • Распределение обязанностей по охране труда. Пятая часть положения включает в себя распределение обязанностей руководителей и работников в части охраны труда. Укажите здесь обязанности основных руководителей (директора, его заместителей по воспитательной работе и административно-хозяйственной части), а также работников школы (преподавателей, воспитателей, классных руководителей).
  • Процедуры, направленные на достижение целей охраны труда. В данной части положения о СУОТ в школе перечислите основные процедуры, согласно которым проводятся мероприятия по охране труда ( , специальная оценка по охране труда, организация наблюдения за здоровьем работников и прочие).
  • Планирование мероприятий по реализации процедур СУОТ. Эта часть положения регламентирует планирование всех необходимых мероприятий по охране труда в образовательном учреждении. Раздел положения содержит типы информации, включаемой в план (перечень мероприятий, сроки, ответственные лица, источники финансирования).
  • Контроль функционирования СУОТ, мониторинг реализации процедур и планирование улучшений системы. В восьмой части положения описывается принцип многоступенчатого контроля за управлением охраной труда в школе на каждом из уровней управления, а также процедура аудита самой СУОТ.
  • Реагирование на аварии, несчастные случаи и профзаболевания. Обязательным пунктом любого положения о СУОТ является описание процедуры расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний. В самом положении не стоит подробно описывать все действия, к которым следует прибегать в чрезвычайной ситуации — для этого разрабатывается отдельная процедура. Мы советуем привести в документе лишь расстановку приоритетов этих действий.
  • Управление документами СУОТ. Заключительная часть положения о СУОТ в школе содержит ключевые принципы управления документами системы. В этой части будет уместным установить взаимосвязь и документами СУОТ.

Положение о СУОТ в школе: ключевые особенности

Несмотря на то, что положение о СУОТ в школе образец 2017 составляется на основе Типового, для образовательных учреждений оно имеет свою специфику.

Во-первых, при обеспечении функционирования СУОТ для образовательной организации следует за основу принять трехуровневую систему, включающую локальный, муниципальный и региональный уровни управления.

Во-вторых, распределение обязанностей по охране труда в образовательных учреждениях становится более или менее шаблонным, поскольку функционирование школы предполагает практически одну и ту же штатную расстановку. Так, наиболее часто встречающееся распределение обязанностей по охране труда наблюдается между:

  • руководителем образовательного учреждения;
  • заместителем директора по учебно-воспитательной работе;
  • заместителем директора по административно-хозяйственной части;
  • преподавателями, учителями, воспитателями и классными руководителями.

В-третьих, контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур так же проводится на трёх уровнях, описанных выше. Стоит отметить, что аудит системы управления охраной труда и отмеченный выше трехступенчатый контроль не являются взаимоисключающими мероприятиями.

Положение о СУОТ в школе образец 2017 — скачать

Теперь вы знаете, из чего состоит положение о СУОТ в школе, и готовы разработать документ для Вашего образовательного учреждения. В помощь мы подготовили образец положения, актуального на 2017-2018 гг. — оно уже доступно в разделе . Желаем Вам удачи в разработке и внедрении систем!

Поздравляем, Вы уже одолели сомнения о необходимости разработки системы управления охраной труда и перешли к активным действиям. Несмотря на то, что Ваша организация ещё не так велика, сложность составления системы всё же присутствует. О том, как выглядит и чем она отличается от других, и пойдёт речь в этой статье.

Ключевые особенности СУОТ для малых предприятий

Рекомендуемая структура системы управления охраной труда приведена в Типовом положении о СУОТ, утверждённом приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 №438Н. К слову, мы не раз его комментировали и . Но вот стоит ли слепо ориентироваться на предложенную структуру и составлять положения и процедуры для тех мероприятий по охране труда, которые не требуются для Вашей организации? Очевидно, нет. В таком случае наша задача — найти компромисс между требованиями законодательства и производственной реальностью.

В самом Типовом положении указывается, что:

«…Структура СУОТ у работодателей, численность работников которых составляет менее 15 человек, может быть упрощенной при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Упрощение осуществляется с учетом специфики деятельности работодателя путем сокращения уровней управления между работником и работодателем в целом с установлением обязанностей.»

Однако на этом уточнения заканчиваются — что это за упрощённый вид, Минтруд не разъясняет. Для прояснения ситуации обратимся к ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда на малых предприятиях» . Попытаемся при его помощи понять, что из себя представляет Однако и здесь мы видим, что главное отличие заключается в сложности процедур и детализации положений:

«…Степень детализации и сложность системы управления охраной труда, объем документации и выделяемые на систему ресурсы зависят от целого ряда факторов, таких как область применения системы, размер малого предприятия и вида его деятельности, выпускаемой продукции (оказываемой услуги).»

Как мы видим, отличается от других глубиной проработки. Иными словами, полноценная (не упрощённая СУОТ) не будет неуместной для малых организаций. Вот только часть положений и процедур попросту не пригодится в деятельности Вашей организации. Стоит ли на них тратить свои силы и время?

Обязательные элементы СУОТ для малых предприятий

Давайте разберёмся, какие из процедур и положений нельзя исключить из ни в коем случае:

  1. Положение о системе управления охраной труда . Являясь центральным элементом СУОТ, положение связывает все части системы в слаженно работающий механизм.
  2. Политика работодателя в области охраны труда , включающая цели и задачи охраны труда играет стратегически важную роль в системе вне зависимости от размеров предприятия.
  3. Подготовка работников по охране труда . Неважно, большое или малое у Вас предприятие, согласно ст. 225 ТК РФ, «…все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить и проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.
  4. Управление профессиональными рисками . Как правило, риск присутствует на каждом рабочем месте, будь это сварщик или офис-менеджер. Грамотное управление профессиональными рисками поспособствует их снижению. Поэтому данную процедуру мы рекомендуем включить в состав .
  5. Информирование работников об условиях труда . Наличие данной процедуры отвечает требованиям трудового законодательства о предоставлении работников исчерпывающей информации об условиях труда на их рабочих местах. Разработка данной процедуры так же не обусловлена размером организации.
  6. Планирование мероприятий по реализации процедур системы . Как мы с Вами разобрались раньше, для малых предприятий так же существуют обязательные мероприятия по охране труда. Это значит, их следует планировать, и данная процедура призвана описать порядок этого планирования.
  7. Реагирование на аварии и несчастные случаи . К сожалению, не всех профессиональных рисков удаётся избежать. При наступлении несчастного случая всегда следует предпринять правильные и слаженные действия вне зависимости от размеров предприятия, чтобы избежать нежелательных последствий.
  8. Контроль функционирования системы, планирование её улучшений и управление её документами . Система, как живой организм, требует регулярного развития и актуализации. С этой целью даже на малом предприятии следует определить, как часто будет проводиться её проверка на соответствие стандартам (и будет ли вообще), как часто будет актуализироваться нормативно-правовая и нормативно-техническая базы, и каким образом будут фиксироваться изменения в системе.

Таким образом, если Ваша организация не предполагает в своей деятельности вредных и (или) опасных производств, а в штате не числятся работники специфических профессий, то, скорее всего, Вы сможете обойтись структурой , описанной выше. Однако перед тем, как принимать решения, ещё раз проанализируйте специфику деятельности Вашей организации.

Опциональные (необязательные) элементы СУОТ для малых предприятий

В зависимости от того, чем занимается Ваша организация, определённым образом будет сформирован штат работников. От того, как будет сформирован штат, будет зависеть необходимость разработки следующих процедур .

  1. Организация и проведение оценки условий труда . Существует ряд рабочих мест, которые не подлежат специальной оценке условий труда. К примеру, это рабочие места надомных работников, или сотрудников, находящихся в декретном отпуске. Впрочем, если Ваш штат не состоит исключительно из таких рабочих мест, смело записывайте данную процедуру в число обязательных.
  2. Распределение обязанностей в сфере охраны труда . В крупных организациях данная процедура имела бы больший смысл, так как обязанности по охране труда требуется распределить между руководителями подразделений, специалистом (или службой) по охране труда и руководителем организации. Однако на малых предприятиях обязанности распределяются, как правило, между руководителем и ответственным за охрану труда (в большинстве случаев обе эти должности сочетаются в одном работнике).
  3. Организация и проведение наблюдения за здоровьем работников . Медицинские осмотры проводятся согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н , а значит, если работники не заняты на работах, указанных в Перечне, то и обследования (равно как и процедура) не требуется. К примеру, если офисный сотрудник проводит перед монитором компьютера менее 50% рабочего времени, то обследования у офтальмолога и невролога не обязательны.
  4. Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты. Равно как и в предыдущем пункте, все зависит от профессий работников: согласно межотраслевым правилам и нормам охраны труда, работники определённых профессий должны быть обеспечены средствами индивидуальной и коллективной защиты. Впрочем, если Ваши работники не нуждаются в таковых, можете смело пропускать эту процедуру.
  5. Обеспечение работников молоком . Как правило, молоком (и другими равноценными продуктами) обеспечиваются сотрудники организации, работающие во вредных и (или) опасных условиях труда. Если же по результатам специальной оценки условий труда ни одно рабочее место не получило вредности выше 2ого класса, смело пропускайте данную процедуру.
  6. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха . Чаще всего данная процедура требуется в случае, если на предприятии трудятся сотрудники с нестандартными графиками работ (например, ночные смены) или вредными условиями труда (к примеру, работы при низких температурах). Во всех остальных случаях малому предприятию будет достаточно утвержденных Правил внутреннего трудового распорядка.
  7. Обеспечение безопасного выполнения подрядных работ . С целью оптимизировать производственные процессы и деятельность фирмы в целом многие малые предприятия прибегают к услугам подрядных организаций. Но и в таком случае требуется четкое разграничение ответственности и обязанностей по охране труда. Процедура, описывающая порядок работы со сторонними организациями, правда, может Вам и не понадобиться, если Вы не работаете с таковыми.

Обязательно ли сертифицировать СУОТ для малых предприятий?

Сертификация СУОТ подразумевает определение соответствия системы управления охраной труда международному стандарту OHSAS 18001. Данный вид сертификации является добровольным и приносит ощутимое конкурентное преимущество в тендерной борьбе, привлечении клиентов и партнёров. Со стороны трудового законодательства требований к сертификации СУОТ нет, а процедура остаётся добровольной, так что степень её необходимости определяется в каждом случае индивидуально.

Подведём итог. Теперь Вы знаете, чем отличается и готовы взяться предметно за работу. Начните свою разработку с Положения о системе управления охраной труда, оставьте в нём только самое необходимое. А если у Вас возникнут какие либо вопросы, помните: мы всегда рядом, на расстоянии одного телефонного звонка.

Мы продолжаем публиковать образцы документов по охране труда. Надеемся, что представленный материал поможет Вам при разработке и актуализации собственных аналогичных нормативно-правовых актов. Сегодня мы представляем Примерное положение о системе управления охраной труда в медицинских организациях. В документе конспективно рассмотрены все основные направления деятельности по охране труда в учреждениях здравоохранения.

Настоящее примерное Положение разработано в соответствии с межгосударственным стандартом "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" (введен в действие приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст), национальным стандартом РФ ГОСТ 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.04.2009 N 138-ст) и иными нормативно-правовыми актами об охране труда в целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда сотрудников и безопасности пациентов.

1.1. Система управления охраной труда - часть общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.

1.4. Положение определяет порядок и структуру управления охраной труда, обеспечением безопасности жизнедеятельности в государственных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее по тексту - учреждение здравоохранения), служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур и нормативных документов.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;

Специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

1.6. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются в соответствии со ТК РФ на работодателя, который в этих целях создает систему управления охраной труда (СУОТ), являющуюся составной частью (подсистемой) общей системы управления организацией. Основой функционирования системы управления охраной труда является нормативная правовая база, в том числе локальная, разрабатываемая непосредственно в организации.

1.7. Система управления охраной труда - набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.

Обеспечение работников специальной одеждой, обувью, средствами индивидуальной и коллективной защиты, санаторно-бытовым обслуживанием за счет работодателя;

3.1. Общее управление охраной труда в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении органа управления здравоохранением субъекта РФ, осуществляет соответственно указанный орган, который обеспечивает:

Разработку и реализацию профилактических мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда и санитарно-бытового обслуживания работников в учреждениях отрасли;

Представление в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление охраной труда, необходимой информации и материалов для анализа состояния условий и охраны труда и подготовки управленческих решений по их улучшению;

Участие в расследовании несчастных случаев на производстве (групповых, с тяжелым и смертельным исходом), произошедших в подведомственных учреждениях;

04/11/2016

Образец Положения о системе управления охраной труда (СУОТ) на основании Типового положения о системе управления охраной труда, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н

«УТВЕРЖДАЮ»
Генеральный директор
ООО «Образец»
__________________ Иванов И. И.
(приказ об утверждении № _____ от 04.11.2016)

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе управления охраной труда в ООО «Образец»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 209 Трудового кодекса РФ, Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н и другими, действующими в сфере охраны труда, нормативными актами.
Система управления охраной труда (далее – СУОТ) – часть общей системы управления, обеспечивающая управление рискам и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью ООО «Образец» (далее - Общество).
Органы управления Общества образуют Систему управления охраной труда.
Настоящее положение определяет порядок и структуру управления охраной труда в Обществе, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов.
Объектом управления является охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
2. Действие Положения распространяется на всей территории, во всех
зданиях и сооружениях Общества.
3. Требования Положения обязательны для всех работников Общества

II. ПОЛИТИКА ОБЩЕСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

4. Политика Общества в области охраны труда (далее - Политика по
охране труда) является публичной документированной декларацией
Общества о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по
соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и
добровольно принятых на себя обязательств.
5. Политика по охране труда обеспечивает:
а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их
трудовой деятельности;
б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны
труда;
в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по
предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья
работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний,
в том числе посредством управления профессиональными рисками;
г) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе
посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования,
инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной
защиты, построения производственных и технологических процессов;
д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;
е) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими
представительных органов к участию в управлении охраной труда и
обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда,
посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого
участия;
ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно,
безопасных условий труда;
з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из
специфики своей деятельности.

III. ЦЕЛИ ОБЩЕСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

6. Основные цели Системы управления охраной труда в Обществе:
реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;
формирование безопасных условий труда;
контроль над соблюдением требований охраны труда;
обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе, создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;
предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющих трудовую деятельность в Обществе;
охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Обществе, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха.

IV. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА МЕЖДУ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОБЩЕСТВА

7. Организационно система управления охраной труда в Обществе является трехуровневой.
Управление охраной труда на первом уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет генеральный директор Общества.
Управление охраной труда на втором уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет специалист по охране труда.
Управление охраной труда на третьем уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет комиссия по охране труда.
8. Порядок организации работы по охране труда в Обществе определяется ее Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.
9. Генеральный директор Общества в порядке, установленном законодательством:
- осуществляет общее управление охраной труда Общества;
- обеспечивает соблюдение действующего законодательства о труде, выполнение постановлений и распоряжений вышестоящих органов, нормативных (правовых) документов по вопросам охраны труда, предписаний органов государственного надзора и контроля, решений трудового коллектива, коллективного договора в части охраны труда.
- организует работу по созданию и обеспечению условий работы в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом Общества;
- обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда;
- своевременно организует осмотры и ремонт зданий (помещений) Общества;
- утверждает должностные обязанности по обеспечению охраны труда и инструкции по охране труда для рабочих и служащих Общества;
- обеспечивает разработку и реализацию планов мероприятий по охране труда, целевых программ по охране труда;
- принимает меры по внедрению предложений коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий работы;
- выносит на обсуждение производственных совещаний и собраний трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда;
- отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по улучшению условий труда, а также принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;
- обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда и осуществляет контроль над эффективностью их использования, организует обеспечение работников Общества спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями, а также лиц, проходящих производственную практику, при проведении общественно полезного и производительного труда и т.п.;
- осуществляет поощрение работников Общества за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
- осуществляет привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда;
- проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, лиц, проходящих производственную практику;
- контролирует своевременное проведение диспансеризации работников;
обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления, государственного надзора и технической инспекции труда;
- сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом в государственную инспекцию труда, фонд социального страхования, прокуратуру, городскую администрацию, территориальный орган профсоюзов, Ростехнадзор и в другие государственные и муниципальные органы;
- принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;
выполнение ежегодных соглашений по охране труда;
- подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полугодие;
утверждает по согласованию с профессиональным союзом инструкции по охране труда для работающих, лиц, проходящих производственную практику.
10. Служба охраны труда
Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда генеральным директором Общества.
Функции службы охраны труда в Обществе возлагаются на специалиста по охране труда, который подчиняется непосредственно генеральному директору Общества.
Специалист по охране труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с комиссией по охране труда.
Специалист по охране труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Общества.
Основными задачами специалиста по охране труда являются:
- организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
- контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов Общества;
- организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
- обеспечение работы кабинета охраны труда, оснащение его необходимыми пособиями, средствами обучения и т.п.;
- разработка и пересмотр устаревших инструкций по охране труда;
- контроль в предусмотренных случаях проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников;
- контроль за выдачей работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнениями или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, спецодежды, спецобуви и других необходимых средств индивидуальной защиты;
- контроль за своевременным обеспечением работающих смывающими средствами в соответствии с установленными нормами;
- контроль за своевременным проведением специальной оценки условий труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий труда, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;
- изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
Для выполнения поставленных задач на специалиста по охране труда возлагаются следующие функции:
- учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
- оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
- организация, методическое руководство специальной оценкой условий труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;
- проведение проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
- разработка программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;
- участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда;
- оказание помощи генеральному директору Общества в составлении списков должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
- участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев;
- оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками;
- участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
- составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
- разработка программ обучения по охране труда работников Общества;
- проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу, командированными, проходящими производственную практику;
- контроль за обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
- организация своевременного обучения по охране труда работников Общества, в том числе его генерального директора, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
- обеспечение должностных лиц, структурных подразделений Общества локальными нормативными правовыми актами Общества, наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
- организация совещаний по охране труда;
- доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда в Обществе;
- контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
- контроль за своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
- контроль за организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
- контроль за правильным расходованием средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- контроль за использованием труда женщин и лиц моложе18 лет в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений директору Общества по устранению выявленных недостатков.
Специалист по охране труда:
- организует проведение вводного инструктажа по охране труда с вновь поступающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками Общества;
- планирует в установленном порядке периодическое обучение работников Общества по вопросам обеспечения охраны труда на краткосрочных курсах и семинарах;
- принимает меры совместно с профессиональным союзом по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой;
- принимает меры совместно с медицинскими работниками по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы;
- обеспечивает нагрузку работающих с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;
- запрещает проведение работ при наличии опасных условий для здоровья лиц, задействованных в трудовой деятельности;
- обеспечивает оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лицам, работающим в неблагоприятных условиях труда;
- несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда в Обществе.
11. Комиссия по охране труда
Комиссия по охране труда (далее - Комиссия) является составной частью Системы управления охраной труда Общества.
Комиссия организуется приказом генерального директора Общества.
Работа Комиссии строится на принципах социального партнерства.
Комиссия взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля.
Комиссия в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, иными локальными нормативными правовыми актами Общества.
Задачами Комиссии являются:
- разработка на основе предложений членов Комиссии программы совместных действий директора Общества, профессионального союза по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
- организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
Функциями Комиссии являются:
- рассмотрение предложений работодателя, работников, профессионального союза для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;
- участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в Обществе, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений;
- информирование работников Общества о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
- доведение до сведения работников Общества результатов специальной оценки условий труда и сертификации работ по охране труда;
- содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве;
- участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в Обществе, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников;
- рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, профсоюзному выборному органу.

V. ПРОЦЕДУРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

12. С целью организации процедуры подготовки работников по охране
труда генеральный директор Общества своим приказом устанавливает:
а) требования к необходимой профессиональной компетентности по
охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию;
б) перечень профессий (должностей) работников, проходящих стажировку
по охране труда, с указанием ее продолжительности по каждой профессии
(должности);
в) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку
по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в
области охраны труда;
г) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку
по охране труда у работодателя;
д) перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от
прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;
е) работников, ответственных за проведение инструктажа по охране
труда на рабочем месте в структурных подразделениях работодателя, за
проведение стажировки по охране труда;
ж) вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;
з) состав комиссии Общества по проверке знаний требований охраны
труда;
и) регламент работы комиссии работодателя по проверке знаний
требований охраны труда;
к) перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят
проверку знаний в комиссии работодателя;
л) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи
пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
м) порядок организации и проведения инструктажа по охране труда;
н) порядок организации и проведения стажировки на рабочем месте и
подготовки по охране труда;
о) организационный порядок проведения специальной оценки условий
труда на рабочих местах работодателя в части деятельности комиссии по
проведению специальной оценки условий труда.
13.При рассмотрении различных производственных опасностей генеральным директором Общества устанавливается порядок проведения
анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из
приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей
деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с
возможными авариями.
14. С целью организации процедуры информирования работников об
условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а
также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях
генеральный директор Общества своим приказом устанавливает
(определяет) формы такого информирования и порядок их осуществления.
Такое информирование может осуществляться в форме:
а) включения соответствующих положений в трудовой договор работника;
б) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий
труда на его рабочем месте;
в) размещения сводных данных о результатах проведения специальной
оценки условий труда на рабочих местах;
г) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций,
встреч заинтересованных сторон, переговоров;
д) изготовления и распространения информационных бюллетеней,
плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;
е) использования информационных ресурсов в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
ж) размещения соответствующей информации в общедоступных местах.

VI. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР

15. С целью планирования мероприятий по реализации процедур
генеральный директор Общества, исходя из специфики деятельности Общества, устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее - План).
16. В Плане отражаются:
а) результаты проведенного комитетом (комиссией) по охране труда
(при наличии) или специалистом по охране труда анализа состояния условий и охраны труда;
б) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при
реализации процедур;
г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при
реализации процедур;
д) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при
реализации процедур, на каждом уровне управления;
е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации
процедур.

VII. КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ И МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР

17. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга
реализации процедур генеральный директор Общества своим приказом устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий,
обеспечивающих:
а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям
охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;
б) получение информации для определения результативности и
эффективности процедур;
в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по
совершенствованию СУОТ.

VIII. ПЛАНИРОВАНИЕ УЛУЧШЕНИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ

18. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ
генеральный директор Общества ежегодно на основании предложений специалиста в области охраны труда и комиссии по охране труда и с учетом результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов, утверждает план улучшения функционирования СУОТ.

IX. РЕАГИРОВАНИЕ НА АВАРИИ, НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

19. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда,
недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости генеральный директор Общества устанавливает порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.
20. При установлении порядка действий при возникновении аварии
работодателем учитываются существующие и разрабатываемые планы
реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в случае аварии:
а) защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении
аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;
б) возможность работников остановить работу и/или незамедлительно
покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;
в) невозобновление работы в условиях аварии;
г) предоставление информации об аварии соответствующим компетентным
органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи работодателя с ними;
д) оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и
несчастных случаев на производстве и при необходимости вызов скорой
медицинской помощи (или оказание первой помощи при наличии у работодателя здравпункта), выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне;
е) подготовку работников для реализации мер по предупреждению
аварий, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий,
включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к
реальным авариям.
21. С целью своевременного определения и понимания причин
возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваниях генеральный директор Общества устанавливает порядок
расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов.

X. УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАМИ СУОТ

22. С целью организации управления документами СУОТ генеральный директор Общества устанавливает (определяет) формы и
рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов,
содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере
охраны труда для каждого структурного подразделения работодателя и
конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля,
необходимые связи между структурными подразделениями работодателя,
обеспечивающие функционирование СУОТ.
23. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат
пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяется
контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:
а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;
б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных
случаях, профессиональных заболеваниях;
в) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов
производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;
г) результаты контроля функционирования СУОТ.

XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

24. При изменении действующего законодательства настоящее Положение подлежит пересмотру.
25. Во всем остальном, не предусмотренном настоящим Положение должностные лица Общества обязаны руководствоваться действующим законодательством в сфере охраны труда и Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н.
26. С настоящим Положением должны быть ознакомлены все работники Общества.

Директор

ООО «Рога и копыта»

_____________И.Б. Копытов

«____»_____________200__ г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

ОХРАНОЙ ТРУДА

В ООО «Рога и копыта»

г. Москва

20__г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение является нормативным документом, который определяет организацию и порядок функционирования системы управления охраной труда в ООО «Рога и копыта». Положение устанавливает права, ответственность, функции работников ООО «Рога и копыта» по охране труда.

1.1. Положение разработано на основе действующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в той части, которая регламентирует:

Обязанности руководителей по обеспечению охраны труда на рабочих местах;

Функции, задачи и содержание работ в области охраны труда на всех уровнях управления производством;

Порядок учета и отчетности в вопросах обеспечения охраны труда;

Формы учета и государственной статистической отчетности в данной сфере деятельности.

1.2. Настоящее Положение распространяется на ООО «Рога и копыта» .

1.3. Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования системы управления охраной труда в ООО «Рога и копыта» составляют:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный Закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ (принят Государственной Думой 18.11.94 г.);

Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ (принят Государственной Думой 12 марта 1999 г.);

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

Государственные стандарты системы ССБТ;

ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации»;

Международный стандарт OHSAS 18001-99 «Система менеджмента профессионального здоровья и безопасности»;

Нормативные правовые акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, МЧС России, других министерств и ведомств;

Локальные нормативные документы ООО «Рога и копыта» .

1.4. Целью работы в области охраны труда является:

Обеспечение охраны труда в ООО «Рога и копыта» в соответствии с требованиями федерального законодательства;

Охрана здоровья и безопасность персонала учреждения ;

Достижение уровня охраны труда, соответствующего современному состоянию науки, техники и общества;

Определение основных задач при разработке и реализации Программ улучшения условий труда и предупреждения чрезвычайных ситуаций;

1.5. Организация работы по охране труда в ООО «Рога и копыта» строится на обязанности руководителей и работников соблюдать и выполнять действующее законодательство, требования локальных нормативно-правовых актов ООО «Рога и копыта» .

2. Организация функционирования «Положения об организации работы по охране труда в ООО «Рога и копыта»»

2.1. Общее руководство и управление организацией работы по обеспечению охраны труда в ООО «Рога и копыта» осуществляется главным врачом.

2.2. Организация работы по обеспечению охраны труда в ООО «Рога и копыта» и контроль ее состояния осуществляется службой охраны труда в лице инженера по охране труда.

2.3. Функции руководителей и специалистов ООО «Рога и копыта» в области охраны труда устанавливаются настоящим Положением.

2.4. Конкретные обязанности руководителей и специалистов в области охраны труда должны быть отражены в их должностных инструкциях с учетом структуры учреждения, согласованных со службой охраны труда и утвержденных главным врачом.

3. Функции и задачи в системе обеспечения охраны труда

Основными функциями системы обеспечения охраны труда:

Организация и координация работ по охране труда;

Обеспечение пожарной безопасности производственного оборудования, технологических процессов, зданий, сооружений;

Обучение работающих безопасным приемам и методам труда;

Организация деятельности по предупреждению аварийных ситуаций природного и техногенного характера;

Разработка плана работ по охране труда;

Контроль за состоянием условий и охраны труда;

Информационное обеспечение охраны труда;

Учет, анализ и оценка показателей состояния охраны труда;

3.1. Для организации и координации работ в области охраны труда в учреждении необходимо:

Создание службы охраны труда по действующим нормативам;

Определение обязанностей и порядка взаимодействия лиц и служб, участвующих в обеспечении охраны труда;

Принятие и реализация управленческих решений (приказы, распоряжения, указания и др.).

3.2. Обеспечение охраны труда достигается приведением технологических процессов, эксплуатируемого оборудования, зданий и сооружений в соответствие с требованиями:

ФЗ «О пожарной безопасности»;

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Государственных стандартов безопасности труда по видам технологических процессов, работ, оборудования;

Строительных норм и правил обеспечения безопасности зданий и сооружений;

3.3. Обучение работающих безопасности труда проводится в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

- «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденный Постановлением Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13.01.2003 г.;

ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»;

Инструкции по охране труда ООО «Рога и копыта» .

Создание экономических механизмов обеспечения безопасности предусматривает:

Обеспечение экономической заинтересованности всех работающих в создании здоровых и безопасных условий труда;

Обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Имущественное страхование.

3.4. Разработка плана работ по охране труда предусматривает планирование работ на очередной период по улучшению условий труда, снижение травматизма и заболеваемости.

3.5. Контроль за состоянием условий и охраны труда на всех уровнях управления производством должен осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда.

3.6. Информационное обеспечение охраны труда предусматривает:

Учет (регистрацию) информации по мере ее возникновения (авария, несчастный случай, проведенная проверка, выданное предписание);

Анализ состояния условий и охраны труда, пожарной безопасности;

Передачу сообщений (уведомлений);

Обработку, хранение информации, составление статистических отчетов, направление их в контролирующие органы.

3.7. Учет, анализ и оценка показателей состояния охраны труда предусматривает:

Организацию учета и анализа показателей состояния охраны труда;

Определение критериев оценки состояния охраны труда.

4. Функции подразделений и персонала в рамках Положения об организации работы по охране труда в ООО «Рога и копыта»

Функции руководящего состава и специалистов устанавливаются настоящим Положением, разработанным в рамках системы управления охраной труда в ООО «Рога и копыта» .

Согласно Приказа № 126 от 29.04.1997 г. «Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации».

4.1. Главный врач, его заместитель в пределах своих полномочий, обязан обеспечить:

Безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приборов, безопасную организацию работ в структурных подразделениях (возглавляя комиссию второй ступени (уровня) контроля, не реже 1 раза в месяц проверяет организацию работы по обеспечению охраны труда на рабочих местах), а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;

Соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте;

Организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;

Режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;

Выдачу работающим бесплатной специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, санитарной одежды, смывающих и обеззараживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания в соответствии с установленными нормами;

Эффективный контроль за уровнем воздействия вредных и опасных производственных факторов на здоровье работников;

Организацию проведения расследования несчастных случаев на производстве;

Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

Обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам компенсациях и льготах;

Беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и контроля и общественного контроля для проведения проверок состояния условий и охраны труда в учреждении и соблюдения законодательства о труде, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Своевременную уплату штрафа, наложенного органами государственного надзора и контроля за нарушение законодательства об охране труда и нормативных актов по безопасности и гигиене труда;

Необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;

Предоставление органам надзора и контроля необходимой информации о состоянии условий и охраны труда в учреждении, выполнении их предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве;

Обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.2. Обязанности руководителя структурного подразделения (отдела) по охране труда.

Начальники отделов _______ обязаны:

Обеспечить безопасные условия труда на каждом рабочем месте вверенного ему подразделения, в соответствии с нормами и правилами охраны труда;

Разработать и согласовать в установленном порядке инструкции по охране труда для работников вверенного ему структурного подразделения;

Проводить инструктаж по охране труда на рабочем месте в порядке, предусмотренном разделом 7 Государственного стандарта "Организация обучения безопасности труда" ССБТ ГОСТ 12.0.004-90;

Контролировать соблюдение подчиненными работниками правил и инструкций по охране труда и производственной санитарии, правильность применения подчиненного персонала спецодежды, защитных и предохранительных приспособлений в соответствии с установленными нормами, выполнение правил внутреннего трудового распорядка;

Организовать безопасное хранение, транспортировку и использование радиоактивных, ядовитых, взрывоопасных, огнеопасных веществ и материалов;

Обеспечить подчиненных работников специальной одеждой, специальной обувью, санитарной одеждой, средствами индивидуальной защиты, мылом, молоком и лечебно-профилактическим питанием, согласно установленным нормам;

Знать порядок расследования несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, обеспечивать своевременное оказание первой медицинской помощи работникам, пострадавшим при несчастных случаях;

Не допускать выполнение работ на неисправном оборудовании и не допускать к работе лиц, не прошедших соответствующего обучения и инструктажа по охране труда, а также не прошедших медицинских освидетельствований, требуемых установленными правилами;

Отстранять от работы лиц, нарушающих правила, нормы, инструкции по охране труда и производственной санитарии;

Останавливать работу неисправного оборудования (приборов, аппаратов), которые угрожают жизни и здоровью работников, с извещением об этом руководителя учреждения.

Организовать своевременное и качественное обучение и проверку знаний по охране труда.

Немедленно устранять обнаруженные нарушения требований безопасности. О нарушениях, которые не могут быть устранены силами работающих отдела и т.п., руководители подразделений обязаны докладывать главному врачу.

4.4. Инженер по охране труда.

4.4.1. Проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.

4.4.2. Оказание помощи в организации проведения замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации и сертификации рабочих мест и оборудования на соответствие требованиям охраны труда.

4.4.3. Информирование работников от лица администрации о состоянии условий труда на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов.

4.4.4. Проведение совместно с представителями соответствующих государственных органов надзора и контроля и с участием уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов проверок (обследований) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, медицинской техники, аппаратов и приборов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работающих.

4.4.5 Разработка совместно с руководителями учреждений (структурных подразделений) и другими службами учреждений мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий.

4.4.6. Составление (при участии руководителей структурных подразделений и соответствующих служб) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

4.4.7. Оказание методической помощи руководителям структурных подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников.

4.4.8. Разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

4.4.9. Методическая помощь по организации инструктажа (первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого), обучения и проверки знаний по охране труда работников.

4.4.10. Участие в работе комиссий по проверке знаний у руководителей, специалистов и работников учреждений.

4.4.11. Организация обеспечения структурных подразделений правилами, нормами, плакатами по охране труда, а также оказание методической помощи в оборудовании соответствующих информационных стендов.

4.4.12. Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.

4.4.13. Осуществление контроля за:

Соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

Правильным применением средств индивидуальной защиты;

Соблюдением Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве;

Выполнением мероприятий раздела "Охрана труда" коллективного договора (соглашения по охране труда), предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;

Наличием в структурных подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

Соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;

Своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

Эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

Состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

Своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда; правильным ведением документации по данным вопросам.

Организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

4.4.14. Участие в проведении расследования причин несчастных случаев на производстве в составе комиссии, утверждаемой приказом по учреждению.

4.4.15. Доведение до работников учреждения сведений о вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.4.16. Организация хранения документации (актов формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, материалов аттестации и сертификации рабочих мест и др.) в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами.

4.4.17. Руководство работой кабинета по охране труда, организация пропаганды и информации по вопросам охраны труда в учреждении.

4.4.18. Участвует в работе комиссии при проведении второго уровня (ступени) по охране труда, документально регистрирует результаты ее работы.

4.3. Обязанности работника по вопросам охраны труда.

Работник обязан:

Соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;

Правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

Немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровья людей.

5. Контроль за состоянием охраны труда

5.1. Контроль по вопросам охраны труда в ООО «Рога и копыта» осуществляется в соответствии с приведенным ниже порядком.

5.2. Постоянный контроль за состоянием охраны труда на рабочих местах является одним из средств по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, отравлений, и осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований правил и норм охраны труда с принятием необходимых мер по их устранению.

5.3. Основной принцип контроля за состоянием охраны труда - это проведение регулярных проверок, проводимые руководителями разных уровней управления производством по определенной схеме, включающей:

двухступенчатый контроль;

оперативный контроль;

целевые проверки;

внеплановые проверки;

комплексные проверки.

5.4. Контроль за состоянием охраны труда осуществляется:

I уровень контроля - руководитель подразделения (отдела);

II уровня контроля - главный врач, зам. главного врача, инженер по охране труда, уполномоченный по охране труда.

5.5. Оперативный контроль проводится ежедневно руководителем отдела.

5.6. Целевые проверки проводятся главным врачом и инженером по охране труда с участием уполномоченного по охране труда от трудового коллектива. Проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком, 1 раз в месяц. Результаты проверок оформляются в виде акта-предписания с указанием выявленных нарушений и несоответствий, сроками устранения и назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений.

5.7. Внеплановые проверки проводятся вне графика целевых и комплексных проверок. Результаты внеплановых проверок оформляются при необходимости соответствующими актами.

В случае выявления грубых нарушений службой охраны труда готовится приказ главного врача о результатах проведенной проверки с определением степени вины нарушителей и разработкой мероприятий по выявленным замечаниям, определением ответственных за выполнение выявленных недостатков в установленные сроки.

5.8. При всех других посещениях отделов руководители и специалисты учреждения также обязаны обращать внимание на ведение работ в соответствии с требованиями правил и норм по безопасности труда.

5.9. По результатам проведенной работы по контролю охраны труда инженером по охране труда 1 раз в квартал оформляется и представляется главному врачу справка о состоянии охраны труда в учреждении.

5.10. Все виды проверок и обследований должны проводиться с одновременным оказанием практической помощи в организации работ по созданию безопасных условий труда.

5.11. Не реже одного раза в полгода проводится совещание по охране труда у главного врача учреждения, где подводятся итоги, и дается оценка проведенной работе по охране труда в учреждении.

5.12. В конце года проводится общее собрание трудового коллектива по результатам работы за год, где подводятся итоги, дается оценка проведенной работе по охране труда, информируются работники об условиях и охране труда на рабочих местах.

6. Обучение работающих требованиям охраны труда

6.1. Допуск работников к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на все виды работ производится на основании результатов предварительных (и периодических) медицинских осмотров при наличии у работника медицинского заключения о пригодности к проведению указанных работ.

6.2. Все работающие должны при поступлении на работу и в процессе трудовой деятельности проходить обучение и инструктаж по охране труда, безопасным методам и приемам труда, порядок и виды которого определены соответствующими государственными нормативными документами.

6.3. Проведение инструктажей также регистрируются в журналах регистрации инструктажей установленной формы.

6.4. Рабочие не реже одного раза в год проходят обучение по охране труда и проверку знаний требований безопасности и охраны труда в комиссии, назначенной приказом главного врача учреждения. Результаты проверки знаний оформляются протоколом установленной формы и заносятся в удостоверения установленного образца.

6.5. В учреждении разработаны и утверждены в установленном порядке инструкции по охране труда профессиям и видам работ.

6.6. Руководители и специалисты учреждени не реже одного раза в три года проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда,.

6.7. К обслуживанию сосудов, работающих под давлением, электроустановок и других машин и установок повышенной опасности, предусмотренных специальными правилами, допускаются лица, прошедшие обучение и имеющие удостоверения на право обслуживания и ведения соответствующих работ.

6.8. К выполнению работ повышенной опасности допускаются лица, прошедшие специальный инструктаж перед началом работы согласно Положения о порядке производства работ повышенной опасности.

6.9. Лица, допустившие нарушения требований правил и инструкций по охране труда при обслуживании объектов повышенной опасности, могут отстраняться от выполняемой работы до прохождения повторной проверки знаний.

7. Пропаганда вопросов охраны труда

7.1. Для улучшения условий и повышения безопасности труда должна регулярно проводиться пропаганда вопросов охраны труда с использованием форм и средств информации:

Чтение лекций, проведение бесед, демонстрация видеофильмов, выступления по радиовещанию, выпуск листов экспресс-информации и т. п.;

Внедрение передового опыта предприятий и коллективов, добившихся высоких показателей в снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

Проработка информационных материалов о происшедших несчастных случаях в учреждении;

Разработка, издание инструкций и памяток по охране труда, обеспечение ими рабочих мест;

Обеспечение отделов плакатами по безопасности труда;

Оформление и организация работы уголка охраны труда.

7.2. В учреждении должна быть обеспечена широкая гласность оценки работы по охране труда.

Приложение 4

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДВУХСТУПЕНЧАТОМ КОНТРОЛЕ

ЗА СОСТОЯНИЕМ ОХРАНЫ ТРУДА

1. В ООО «Рога и копыта» применяется метод двухступенчатого контроля по охране труда:

первая ступень контроля - на рабочих местах силами руководителей подразделений;

вторая ступень контроля - силами руководителей и специалистов учреждения.

2. Двухступенчатый контроль является основной формой ежесменного и ежемесячного оперативного контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах и в учреждении в целом, проводимого администрацией учреждения.

3. Целью двухступенчатого контроля является проверка соответствия требованиям безопасности и охраны труда производственных процессов, оборудования, рабочих мест и выполнения административно-техническим персоналом учреждения своих обязанностей по созданию работающим здоровых и безопасных условий труда.

1. Первая ступень контроля

1.1 Первая ступень контроля проводится до начала или в начале работ и осуществляется в течение всего рабочего дня руководителем подразделения и имеет целью выявление и устранение всех нарушений требований правил, инструкций по охране труда и безопасному ведению работ.

1.2 На первой ступени контроля проверяется:

Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

Состояние, безопасная организация рабочих мест (наличие и расположение необходимого инструмента, приспособлений, материалов, заготовок, готовой продукции и др.);

Состояние проходов, переходов, проездов;

Исправность и безопасность основного и вспомогательного технологического оборудования, транспортных средств и других средств механизации;

Исправность электрооборудования и соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

Наличие и исправность ограждений, защитных и блокировочных устройств, заземления электроустановок, знаков безопасности и предупредительных надписей и плакатов;

Исправность и эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;

Освещенность рабочих мест, проходов, переходов и проездов;

Наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;

Наличие и комплектность средств пожаротушения;

Наличие у работающих удостоверений на право работы и нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью.

1.3 Устранение выявленных нарушений должно производиться немедленно под контролем руководителя подразделения. При невозможности устранения нарушений силами работающих отдела руководитель подразделения докладывает об этом главному врачу учреждения для принятия соответствующих мер.

При обнаружении нарушений требований охраны труда, опасных для жизни или здоровья работающих или в результате которых может произойти авария, работа приостанавливается до устранения этих нарушений. В необходимых случаях из опасной зоны или участка должны быть выведены работающие.

2. Вторая ступень контроля

2.1 Вторая ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой главным врачом, 1 раз в месяц по графику, разрабатываемому инженером по охране труда. В состав комиссии включаются руководители и специалисты учреждения. По результатам проверки оформляется акт-предписание.

2.2 На второй ступени контроля проверяется:

Организация и эффективность контроля первой ступени;

Выполнение мероприятий ранее предписанных второй ступенью контроля;

Выполнение приказов и распоряжений руководства предприятия;

Выполнение предписаний контролирующих органов;

Выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;

Исправность и соответствие основного и вспомогательного производственного оборудования, транспортных средств, средств механизации и технологических процессов требованиям правил безопасности, стандартов ССБТ и другим нормативно-техническим документам по охране труда;

Соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

Соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, требований безопасности, содержащихся в технологических и ремонтно-эксплуатационных документах;

Наличие и правильность оформления нарядов-допусков на работы в условиях повышенной опасности, соблюдение их требований при производстве работ;

Наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальной окраски и знаков безопасности;

Наличие и состояние ограждений, блокировок, защитных и сигнальных устройств, средств автоматизации и контрольно-измерительных приборов;

Состояние освещения и качество воздуха рабочей зоны;

Соблюдение правил безопасности при работе с вредными, пожаро- и взрывоопасными веществами и материалами;

Своевременность и качество проведения обучения и инструктажа работающих и безопасности труда;

Наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;

Обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;

Наличие противопожарных средств и состояние противопожарной защиты;

Состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха.

2.3 В случае выявления грубых нарушений правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, комиссия приостанавливает работу до устранения этих нарушений.

2.4 Результаты проверки оформляются актом-предписанием, экземпляр которого хранится у руководителя отдела. При этом комиссия предлагает к исполнению мероприятия, исполнителей и сроки исполнения которых должны быть предварительно согласованы с руководителем отдела.

При невозможности выполнения мероприятий своими силами руководитель отдела по окончании работы комиссии обязан доложить об этом руководству учреждения для принятия соответствующих мер.

2.5 Руководитель отдела должен обеспечить организацию и контроль за выполнением мероприятий по устранению нарушений охраны труда, выявленных комиссией второй ступени контроля.

2.6 Ежемесячно руководитель отдела проводит собрание по охране труда с подчиненным персоналом, где информирует коллектив о состоянии охраны труда и о ходе выполнения мероприятий, намеченных комиссиями второй ступени контроля.

2.7 Один раз в полгода руководитель отдела отчитывается перед руководством учреждения о состоянии охраны труда на рабочих местах.