Пол Грэм: Ораторское искусство и написание эссе
Пол Грэм — известный американский программист и предприниматель часто расрывает свои секреты успеха. Один из них — умение правильно донести свою мысль. И именно об ораторском искусстве пойдет речь в его эссе.
К сожалению, не могу сказать, что я великолепный оратор. Я довольно часто произношу «эммм» или «эээ», и иногда я прерываюсь, когда теряю ход мысли. Мне действительно жаль, что мои ораторские способности не на достаточно высоком уровне. Но, в общем, мне бы скорее хотелось быть не сколько хорошим оратором, сколько хорошим писателем. И, по-моему, что действительно важно, так это иметь интересные идеи. А это важнее для писателя, нежели для оратора.
Иметь интересные мысли намного важнее для хорошего эссе. Если человек понимает то, о чем говорит, то он сможет сказать это настолько простыми словами, что его умения приобретут блестящую репутацию. А вот с выступлениями оратора все наоборот: наличие хороших идей – это минимальная часть необходимого.
Впервые эти мысли возникли у меня во время одной из конференций, несколько лет тому назад. Один из ораторов, выступавших там, был намного лучше меня. Он заставлял нас буквально кататься по полу от смеха, а я, напротив, казался себе неуклюжим, и это буквально выводило меня из себя. После конференции, я как обычно выставил свою речь в Интернет. И я все время пытался представить, как же будет выглядеть выступление этого парня. Только потом я понял, что, в общем, он не сказал ничего примечательного. Может, кому-то это было бы понятно еще тогда, в день выступления, кому-то кто знает больше о публичных перфомансах, но лично для меня было открытием – то, насколько меньше значат идеи в выступлениях, чем в статьях.
Несколько лет спустя я услышал чье-то выступление, кто был не просто лучше, а действительно знаменитым оратором. Он был отличным парнем! Поэтому, я решил уделить больше внимания его словам и перенять некоторые навыки. После того, как я произнес около десяти предложений, первая мысль возникшая у меня в голове была: «Нет, увольте, я не хочу быть великолепным оратором!»
Но интересные идеи, приходящие в голову, на практике совершенно не соотносится со статусом замечательного оратора. К примеру, перед выступлением я обычно заранее записываю текст, хотя и знаю, что это грубейшая ошибка, ведь. это отдаляет меня от аудитории. Единственный верный способ завоевать доверие слушателей – отдать им все свое внимание, а не разрываться между аудиторией и припоминанием текста, даже если он выучен наизусть. Как же привлечь внимание аудитории? Лучше всего начать с предисловия о том, что бы хотелось рассказать, а далее уже импровизировать. Но при этом у оратора не больше времени подумать о предложении, чем время, отведенное на его повествование. Время от времени, импровизация во время выступления перед живой аудиторией наводит на новые мысли, но в целом будет очень трудно сформулировать какие-либо идеи, в отличие от письма, когда ты можешь думать над одним предложением сколько угодно времени.
Если достаточно продолжительное время репетировать речь для выступления, то можно медленно, но верно приблизиться к импровизационному выступлению, как это можно увидеть на примере актеров. Но опять же, существует разница между подачей «без запинки» и идейной презентацией. Ведь все время, что тратиться на репетицию выступления, можно использовать для улучшения материала речи! Актеры редко сталкиваются с такой ситуацией (только в том случае, если они одновременно являются и сценаристами своего выступления). А вот ораторы редко избегают этой проблемы. До своего выступления я обычно нахожу время для подготовки и пытаюсь презентовать текст у себя в голове. Но мои мысленные репетиции обычно заканчиваются исправлением и переписыванием текста выступления. Поэтому текст моего выступления, в конце концов, всегда зачеркнутый и перечеркнутый, с множеством исправлений и поправок. А из-за того, что у меня не было достаточно времени прорепетировать новые добавления, я все чаще запинаюсь, «мэкаю» и «эмкаю».
Все зависит от ситуации, но в общем, могут быть вещи и хуже. Известно, что аудитория любит лесть и шутки. Зрители также обожают, когда их очаровывают энергичной и решительной речью. А так как выступающий воздействует на сознание аудитории, то можно сказать, что хороший спикер, — это в большей мере умелый пустослов. Конечно, это также касается и писателя, но у него это получается похуже, чем у человека, поддерживающего зрительный контакт с аудиторией. Любой слушатель выступления намного восприимчивее и, в какой-то мере глупее, чем читатель. А ведь многие забывают, что время пропорционально: сколько требуется выступающему думать над импровизацией каждого предложения, столько же потребуется и любому слушателю в зале, чтобы услышать и понять его мысли. К тому же, любой зритель в аудитории всегда подвержен влиянию окружающих, и, реакция, которая передается от одного слушателя к другому больше похожа на стадное поведение, также как и заурядные мысли аудитория воспринимает лучше серьезных. Любая аудитория еще «зеленая» и успешный оратор умеет использовать это в своих целях. Одна из причин, почему я так много смеялся на выступлении оратора на той конференции – потому что это делали все остальные.
Действительно ли выступления настолько бесполезны? Они определенно слабее письменных работ в качестве источника идей. Но и для этого подходят не все выступления. Почему я посещаю разные семинары, так это потому что я заинтересован в личности выступающего. Ведь прослушать выступление какого-либо специалиста, это самое лучшее, что можно получить от того, кто, например, как президент, не имеет возможности индивидуально встретиться с каждым, кто хотел бы этого.
Выступления влияют на меня также великолепно как мотивация. И, возможно не случайно, многих выступающих называют мотиваторами. Возможно мотивация — это именно то, для чего существуют выступления и для чего они были изначально предназначены. Эмоции, которые вызывает выступление, являются мощным психологическим оружием. Возможно, я ошибаюсь, но, к сожалению, как мне кажется, в большинстве случаев выступления используются отнюдь не в мирных целях.