Полина Швецова: Как стать дизайнером – краткое пособие
Сколько себя помню, я всегда мечтала стать дизайнером одежды. Или, как раньше было принято говорить, – модельером. Даже не помню, откуда взялась эта бацилла, которая меня заразила. Хотя мои родители и художники, но они керамисты, и к моде никакого отношения не имеют. А сейчас у меня уже даже есть свой блог.
Я не помню ничего конкретного, никакого платья или фильма, который бы произвел на меня решающее впечатление. Даже будучи ребенком художников рисованием я не увлекалась и в художественную школу не ходила, а ходила в английскую. А в 11 классе я просто вдруг взяла и решила, что стану модельером. И объявила об этом маме. Мама очень удивилась и сказала «Так тебе надо идти учиться рисовать!». Тут уже настала моя очередь удивляться, и я ответила: «А зачем? Я же шить буду, а не рисовать» (Мне почему-то казалось внутри себя, что модельерам рисовать совсем не обязательно). На что мама резонно заметила, что надо вообще-то сдавать экзамены – рисунок, живопись, композицию, чтобы поступить на кафедру «Дизайн костюма». И как раз в наше время важнее уметь рисовать, нежели шить. Так все это и началось.
Самое смешное, что я помню эту свою мечту. Вернее, ее полную беспочвенность. Рисовать я не умела, и даже не пробовала, никто не говорил мне, что у меня талант или хотя бы способности к дизайну, доступа к брендовой одежде естественно не было и сама я ничего не шила себе. И, тем не менее, я твердо решила, что буду модельером. Никакие знаки мне были не нужны. У меня появилась МЕЧТА, цель в жизни, и в этом было что-то поистине космическое.
А дальше важную роль сыграло мое врожденное упрямство. Если мне сказать, что у меня что-то не получится, значит, я буду биться до тех пор, пока не получится. Весь курс СХШ я прошла за полгода, оставшихся до вступительных экзаменов. Но первый раз все равно провалилась. И второй тоже. С третьей попытки крепость СПБГХПА, кафедра художественный текстиль, была взята! Когда сдавала экзамены третий раз – заметно нервничала, но мысли все бросить и пойти в другом направлении, все равно не было.
Еще я помню, что вначале все казалось очень простым. Видимо сказалась голливудская пропаганда и фильмы из разряда «Добейся успеха». Я была твердо уверенна, что если очень сильно мечтать – то все получится, сложится само собой и весь мир ляжет к моим ногам. Но чем больше я приобретала знаний, тем сильнее менялась моя картина мира.
По совету мамы, я все-таки поступила на дизайн тканей, а не костюма. Потому что кафедра текстиля всегда считалась сильнейшей в Академии им. барона Штиглица (бывшее Мухинское училище). К тому же мама в тайне наделась, что я одумаюсь. Программа мне очень нравилась, но к 3 курсу я поняла, что пора скорректировать курс в сторону одежды и поступила еще и в вечернюю школу «ArtFuture» при Университете Технологии и Дизайна на курс «Дизайн одежды». Причем выиграла конкурс и училась бесплатно, хотя это в принципе дорогая платная школа. Отучившись там год, я успешно защитила диплом и, продолжив учебу в Академии, устроилась на работу.
Очень важным и правильным своим шагом считаю, то, что я сразу начала работать по специальности. Да, конечно не в крутом Доме Моделей, а в маленькой частной фирмочке, зато опыт стал сразу накапливаться правильный. Ни один отработанный по специальности день не пропал даром, всё впоследствии когда-нибудь пригодилось.
Работа в условиях реального рынка сразу выявила множество пробелов нашей системы образования. И огромную «оторванность» дизайнерского мышления от реалий современной российской индустрии моды. У нас по инерции продолжают учить и взращивать «художников, живущих в хрустальной башне». В то время как мода – это сложный, специфический и жесткий бизнес, который развивается по своим законам. Впоследствии, работая еще в нескольких фирмах, я по крупицам, путем проб и ошибок, набивая многочисленные шишки, собирала необходимые знания, навыки и опыт. Возможно, именно это помогло сразу по окончании академии устроиться уже в «серьезную» марку LoveRepublic «настоящим» дизайнером.
Работа в крупной компании с четко выстроенной цепочкой производства дала мне, конечно же, больше всего. Понимание сегментирования рынка, уникальности продукта, конкурентоспособности, ценообразования, бизнес плана, мерчендайзинга, ассортиментной матрицы, целевой аудитории, рекламы и фотосъемок. Этому всему, по идее, должны были учить в Вузе. Но даже стажировки в Италии и Германии не дали столько знаний и навыков, сколько работа «на результат в боевых условиях». Но после двух лет работы, пришло понимание, что все это не мое. Не хочу я быть безымянным винтиком в большой слаженной машине. Хочу вернуться к своей мечте и сделать что-то хоть маленькое, но свое.
Сейчас я вот уже два года делаю с партнерами марку плюс-сайз одежды«Авантюра». Название говорит само за себя. Для всех нас, вся эта затея полнейшая авантюра и есть. Русская марка, с русским названием, делаем все сами и дизайн, и рекламу, и производство, и пиар. Все сложно, нервно, но безумно интересно. И судя по тому, что мы это дело еще не бросили, — значит, мы точно, самые настоящие авантюристы. Марка не полностью дизайнерская. Она в первую очередь ориентирована на среднего потребителя, и нашей главной задачей является найти баланс интересного дизайна и запросов потребителей. Но мы стараемся все-таки избежать усредненного, массового дизайна и делать вещи более уникальные.
За пять лет работы в сфере отечественной фэшн-индустрии я выяснила парадоксальную вещь У НАС ЕЕ НЕТ, ну или почти нет. И сотням выпускников кафедр моделирования костюма идти практически некуда. Немногочисленные марки масс-маркет «тупо» копируют зарубежные масс-маркет, крупные модные дома с удовольствием используют идеи «дизайнеров-негров», а делать что-то свое – нереально сложно. В первую очередь, потому что требует серьезных капиталовложений, а окупается неизвестно когда. На Западе уже давно есть хорошо слаженная система моды, в которую можно хоть как-то встроиться. А у нас нет.
Наша индустрия моды находится практически в зачаточном состоянии. Ей не хватает инвестиций, катастрофически не хватает практически всех специалистов, не хватает модной среды, хорошего кинематографа и харизматичных персон, чтобы продвигать русскую моду. Не хватает стабильного сбыта. Интерес к отечественным дизайнерам только зарождается. Кода я представляю нашу «элиту» шоу-бизнеса, мне даже не представить, кого бы я, чисто гипотетически, хотела бы одевать.
Но БОЛЬШАЯ МЕЧТА все еще со мной. Она все отодвигается от меня, как линия горизонта. Но я продолжаю упрямо к ней идти. От ощущения былой простоты не осталось и следа, но упрямство…. О, упрямство – это великая вещь. Я все еще хочу стать дизайнером. Очень хочу. Но в процессе работы я поняла главное – надо найти свое лицо, свой неповторимый почерк, свой путь. А быть просто очередной копией западного дизайнера – я не хочу.
В итоге я вычислила для себя этапы становления дизайнера:
— Уверена, что все знаешь. ЧТО делать и КАК делать
— Учишься, КАК сделать, но уже не знаешь, ЧТО делать
— Понимаешь, ЧТО надо делать, для КОГО и КАК
Сейчас я приближаюсь к третьему пункту. Все знания и опыт собираются в одну точку и из тумана мечты начинают проступать очертания реальной картины. Мода это не просто одежда, это – явление социальное. Поэтому, чтобы создать что-то новое, свое и в то же время созвучное своему поколению нужно ответить на большое количество важных вопросов. Кто мы есть сейчас? Кем мы хотим быть? Как мы хотим себя позиционировать? Все процессы, происходящие в мире и в нашем обществе, откладывают на моду серьезный отпечаток. Мы переживаем период колоссального влияния со стороны множества других культур. Можно сказать, что мы потерялись в потоке чужих идей и жизненных идеалов. Мы так привыкли копировать все западное, да и восточное, что совсем забыли, кто мы сами такие. А я хочу, чтобы мы об этом вспомнили. Ни один дизайнер не будет интересен никому на западе, пока он не будет обладать мощным самобытным «лицом». В свое время Париж покорили японцы, потом бельгийцы, сейчас идет волна сильных представителей Китая и Кореи. И я очень надеюсь, что следующий ход за Россией.
Подводя итоги, хочу сказать, что самым определяющим в моей профессии все-таки является мечта. Недаром я начала в нее. Даже когда она сталкивается с реальностью и терпит фиаско, то все равно продолжает быть «путеводной звездой». Эта та вещь, которая заставляет тебя двигаться дальше, несмотря на любые неудачи, сложности и даже провалы. Это то, что помогает тебе многократно возрождаться, словно птице феникс, после каждого эмоционального кризиса. Вдохновение – хрупкая вещь. Реальные сложности легко его убивают. Но если есть внутренний стержень, ты никогда не оставишь попытки выиграть войну, даже проиграв несколько сражений!
[…] Полина Швецова. Ранее Полина поделилась с нами о том, как стать дизайнером и почему выбрала именно эту сферу деятельности. […]