Интервью: Наталия Пискунова
Героиня нашей рубрики замечательная девушка Наталья с невероятной историей… Как ей удается все успевать, и работа, и хобби, и путешествия? Узнаем из интервью!
Имя: Наталия Пискунова
Возраст: 33 года
Город: Москва
Здравствуйте, Наталия! У Вас огромное количество увлечений… как удается все успевать? Есть ли какие-то секреты распределения времени?
Наталия: Увлечений на самом деле немного – люблю читать, смотреть фильмы, слушать музыку, немного творческого. Успевать увлекаться каким-то делом – несложно, нужно просто научиться слышать себя. Если хочется почитать книгу – почитайте. Посмотреть фильм – посмотрите. Рисовать картину, если вы рисуете – просто идите и делайте. Я не живу в спешке и вечном искусственном стрессе и при этом успеваю все, что для меня важно. Могу сказать, что без хобби невозможно добиваться чего-то и на «основном» поприще. Для меня основное увлечение – это наука, она же и работа. Процесс изучения, поиска, написания текста увлекает ничуть не меньше, чем просмотр интересного фильма. Ведь это тоже — загадка, интрига, Игра. Одно без другого невозможно. Я всегда учусь, надо заставлять себя увидеть новое на фоне привычного. Иногда надо уметь ломать стереотипы в себе самом, и часто – у окружающих.
Все люди разные, и давать единый рецепт для всех – как минимум, неаккуратно. Я знаю успешных людей, для которых вся их жизнь – это их работа, и им хорошо в этом состоянии, так как они видят единственную цель и идут к ней, зачастую любыми способами и абсолютно все в их жизни подчинено этой цели и работает на нее. Но есть и те, кто добивается успеха (при всей неоднозначности и размытости этого понятия) именно за счет переключения с одного рода деятельности на другой, это дает силы и эмоциональное наполнение, что и позволяет идти вперед. Долгое время я принадлежала к первой группе. Сейчас перешла во вторую. Секрета распределения времени у меня нет – просто слушайте себя. Иногда надо остановиться среди бурлящего потока и услышать Главное. Иногда надо свернуть с пути. Иногда – уйти, чтобы вернуться. Жизнь не идет по расписанию, она просто идет. Но у каждого есть возможность развивать себя, свои способности и…характер. А также силу воли и терпение.
Какие 3 черты характера наиболее точно характеризуют Вас как личность?
Наталия: Сила воли, терпение и уважение “иного”.
Вы получили образование в 10 университетах. В каком возрасте Вы почувствовали тягу к знаниям? Случилось ли это после первого полученного образования или позже?
Наталия: Про 10 образований — это шутка, конечно. Мое основное образование – факультет Международных Отношений МГИМО МИД РОССИИ. Я окончила МГИМО с отличием, там же защитила кандидатскую диссертацию, и это было очень сложно и очень интересно одновременно. Я изучала Восток, а моя специализация была посвящена Африке – это сложное и редкое направление, во многом уникальное именно для МГИМО, который входит в Книгу Рекордов Гиннеса как университет, в котором преподаются абсолютно все государственные языки мира.
Тяга к знаниям у меня была всегда – сколько сама себя помню, и по рассказам родных. По сути, я сразу училась говорить и воспринимать информацию на двух языках – русском и английском. Это дало очень хорошую основу для дальнейшего обучения иностранным языкам в целом. В школе я дополнительно учила немецкий, в институте у меня, кроме основного английского, был амхарский язык (Эфиопия) и испанский. Но именно база, заложенная в детстве без усилий, дала возможность изучать языки в более взрослом возрасте. Изучение языка – это «открытие мира» для себя. Лучшим комплиментом себе как учителю английского языка в том числе я считаю фразу, сказанную мне взрослым учеником-бизнесменом: «Я пришел в театр в Нью-Йорке после уроков с Вами и я не просто понимал слова актеров, я Чувствовал всю пьесу, не осознавая, что это неродной для меня язык». Важно понимать, что обучение во многом зависит от Учителя. Его можно и нужно искать и находить. Для меня найти такого Учителя одновременно сложно и интересно, это вечный поиск.
Какой университет оставил наиболее приятное впечатление и полезный опыт?
Наталия: В период средневековья считалось, что образование человека является неполным, если после основного обучения в родной стране он не учился за рубежом.
Из европейских университетов наибольшее впечатление произвели Центрально-Европейский Университет в Будапеште, Университеты Лунда и Стокгольма в Швеции и Университет Осло в Норвегии.
Спустя несколько лет после окончания МГИМО я выиграла международный грант в Норвегии и поехала учиться в Университет Осло, который проводит ежегодную совместную программу с Нобелевским Институтом Мира. Это было открытие Европы для меня. Исследования Мира (PeaceResearch) – практически нетронутое поле в нашей стране. Для меня это было чистое открытие всего поля в целом. Всего по этой инициативе Норвегии в Осло приезжает около 850 человек любого возраста из всех стран мира. Это уникальная программа. Наш курс был прикреплен к Нобелевскому Институту Мира, мы свободно работали не только с архивом всех журналов по политике, исследованиям мира, конфликтов и тд в мире, но и с уникальным архивом стенограмм и досье переговоров. Обучение интенсивное, но одновременно дает много времени для своих исследований – собственно выступления лекторов идут до 12-13ч дня, все остальное время отводится под индивидуальные проекты и свободу творчества. Большой выбор культурной и экскурсионной программы – раз в месяц можно выбрать и бесплатно присоединиться к одной из 10 экскурсионных поездок – в Берген, Вестфольд, Йотунхаймен и тд. Это была моя первая значимая поездка в Европу, и для меня стало открытием не только учебный курс и подход к обучению, но и скандинавский “простой” стиль жизни. Осло подарил уникальное чувство – чувство абсолютной безопасности при абсолютной свободе. Это невероятно позитивное состояние для учебы и исследований. Но после него трудно возвращаться к реалиям жизни в Москве – забываешь смотреть по сторонам, переходя дорогу. Ведь в Норвегии машины остановятся за 10 метров, если пешеход хотя бы подошел к краю дороги. Пришлось привыкать.
Университет Лунд (LundUniversity) в Швеции – один из старейших университетов мира, это чувствуется во всем. У него несколько кампусов в разных городах страны. В самом Лунде поразила атмосфера исторического центра, окруженного парками и потрясающими старинными зданиями, входя в которые, полностью утрачиваешь чувство современности. Кампус Хельсинборга, что на Орезундском проливе и датской границе напротив “замка ГАмлета” – произведение современной скандинавской архитектурной школы в маленьком портовом городке с одной-единственной улицей вдоль всего порта. Мы в студенческой группе смеялись над тем, что мы ужинать плаваем в Копенгаген – он в получасе от кампуса. У всех на руках было расписание “Гамлета”, “Офелии” и “Макбета” – но не театральных постановок, а…паромов. Именами персонажей Шекспира названы паромы, каждые 20 минут переправляющие пассажиров через пролив и датскую границу и швартуются прямо в порту замка Гамлета – Эльсинора. Запомнился “вкус” и “запах” учебы там – вкус горячей карамельной вафли с мороженым у фонтана в центре Копенгагена и запах новых книг в библиотеках и книжных магазинах Лунда, которых здесь много. Учебы было много, каждый день, включая субботу. К 9 утра надо было бежать в…порт, ибо кампус именно там. Лекторы были из разных стран мира и преподавание велось на очень высоком профессиональном уровне. Процесс обучения очень либерален – посещаемость никто не проверяет, все зависит от увлеченности предметом и тем, смог ли преподаватель заинтересовать аудиторию и поддерживать этот интерес. И при этом лекционный зал в 9 утра всегда полон.
Более известный в России Университет Стокгольма привнес больше ощущения “официальности” науки, ее прямого вовлечения в политическую и социальную жизнь не только столицы, но и всей Швеции. Крупные университетские мероприятия проводились в городской мэрии и ратуше, в зале, где вручают Нобелевские премии. Атмосферу я опишу только одним словом – “Прикосновение”. Стокгольм подарил осознание преемственности знания о мире.
Общее ощущение, которое дали Лунд и Стокгольм – чувство Познания и Открытия.
Будапешт и Центрально-Европейский Университет принесли мне в каком-то смысле открытие иного мира: я открыла такое направление конфликтологии, как медиаторство и альтернативные методы разрешения конфликтов, практику досудебного урегулирования споров. Это была новая грань знаний в моей специальности. Будапешт поразил “каменным кружевом” здания Парламента и…вальсом “На прекрасном Голубом Дунае”, который звучит вечером со всех кораблей на Дунае. Это создает потрясающую атмосферу и зимой, и летом. Академические ресурсы университета отличные, я нашла много книг по специальности, которые невозможно было найти в Москве, как и редких книг по Африке. Будапешт и Венгрия не похожи ни на кого, они уникальны во всем. Центрально-Европейский Университет дал чувство погруженности в академический процесс, мысли о том, как продолжать развиваться в плане академии и в плане представления работ на международных форумах.
Интересно и необычно было выступать на конференциях в университете-замке Глазго или старинном университете Бирмингема, глядя на места, где в образе студента, читающего книгу под деревом во дворе университета, Толкиен увидел Фродо и других действующих лиц известного романа.
Турин, Прованс, Франкфурт, Белград и другие – совершенно разные и со своим колоритом — для меня запомнились как части единой динамичной мозаики, ощущения причастности, вовлеченности в общий процесс познания в Европе.
Вы попробовали себя в различных сферах деятельности. Какую Вы считаете наиболее интересной?
Наталия: У меня единое направление работы – наука. Я с 1997 года занимаюсь проблематикой международных отношений, политическими проблемами, в основном связанными со странами Тропической Африки. Это единый блок, в рамках которого есть разные проблемы, которые интересны для изучения. Есть сферы деятельности, которые связаны с этим – ведение лекций и семинаров, участие в международных научных проектах, повышение квалификации. При всем кажущемся разнообразии, все эти сферы очень тесно взаимосвязаны. Например, если вы пишете научную статью, важно понять, что полноценное воплощение вашей идеи, лежащей в основе статьи, невозможно без так называемой «апробации». Иными словами, пока вы не представили ваши идеи публике как в своем сообществе, городе, стране, так и за рубежом – вы не получите «отклика», зачастую критического. Таким образом, вы будете иметь только один взгляд на изучаемую проблему и не сможете развиваться. И наоборот – зачастую именно слушая людей на международных мероприятиях (это не только конференции, это и круглые столы, и неформальные встречи, и обучающие программы, и научные стажировки и тд.), можно ощутить, как некие идеи (а также проблемы и стереотипы) «витают в воздухе».
Для меня именно такие «незаданные вопросы» зачастую помогают сформулировать проблему для нового исследования. Поэтому могу сказать, что сфера деятельности у меня одна, но ее проявления могут быть разными – от написания научных статей до организации мероприятий, ведь именно участник конференции видит большинство ошибок организаторов и может предложить варианты по улучшению всего процесса. Участвуя в различных международных мероприятиях, вы учитесь создавать свое с учетом международного опыта. Аналогично, для того, чтобы узнать новое, нужно хотя бы раз в год участвовать в образовательной программе. Сейчас много возможностей учиться и стажироваться, много грантов на обучение в разных странах, и этим можно и нужно пользоваться для развития своего сознания, восприятия мира, преодоления барьеров и стереотипов. Кроме того, поняв и ощутив на себе плюсы и минусы различных обучающих методик, можно научиться передавать этот опыт уже в своем университете или даже офисе, проводя семинары и тренинги. И это может быть не только познавательно, но и очень увлекательно!
Какие проекты, работы и конференции чаще всего заинтересовывают Вас?
Наталия: Обычно это проекты, связанные с образованием, научные стажировки. Я состою в разных международных научных организациях, таких как European Consortium for Political Research, International Studies Association, British International Studies Association, European International Studies Association и других. Это крупные организации, которые проводят конференции и семинары, масштаб одного академического мероприятия в рамках этих организаций может достигать 5000 человек – научных деятелей из самых разных стран и университетов, а также научных центров по всему миру. Это дает колоссальный опыт не только в плане новых знаний, но и в плане общения и понимания разных культур.
Для меня важно окружение – какой это город, страна. Понятно, что, работая над научным проектом по тематике Африки, например, в университете Регенсбурга, не будет прямой привязки вашего проекта к городу. Но ощущение атмосферы места даст вам больше сил и вдохновения. Сегодня много пишут про «места силы» и поиск энергии. Для меня это выражается в поиске источника вдохновения – и я чаще всего «заряжаюсь» от места – это может быть старинный город или природные просторы. Именно поэтому нужно уметь переключаться: как и в случае с кажущейся дилеммой «работа-хобби», нужно заставлять себя отложить проект и уйти на природу, например. Такое переключение, «смена картинки» провоцирует…вдохновение! Но конечно, нужно соблюдать меру и слушать себя. У меня нет «преодоления» нелюбимой работы, я научилась распределять внимание и силы так, чтобы не возникало негативного цикла восприятия того, что я делаю.
Вы также преподаете мировую политику, дипломатию и международные отношения. Какие преимущества и недостатки можно выделить в современной системе образования?
Наталия: В каждой системе образования есть свои уникальные достоинства и недостатки. Чтобы получить более полное представление о какой-либо сфере знания, есть смысл поучиться в разных системах. Я гуманитарий, и судить о проблематике образования в сфере “технического” не могу. Могу говорить только о своем опыте в своей специальности.
В России образование строится на принципе масштабности – учить все и много, изучать предметные вещи и общие. Это сложно и это дает прекрасную базу знаний, засчет которой российские исследователи намного опережают мировых. Но у нас существуют сложности с узкой специализацией и конкретными навыками, а также с быстрым внедрением новых общемировых практик и тенденций в учебный процесс. Например, медиаторство или исследования мира, или, например, “журналистика во имя мира” у нас кратно менее известны, нежели в Европе, где эти сферы масштабны и общеизвестны. Мы большей частью учимся только на родном языке, что очень важно для сохранения славянской культуры и русского языка как языка общения, но в плане развития академического кругозора это скорее минус. Изучение английского, испанского, французского, немецкого языка на профессиональном уровне дает возможности сравнивать даже мелкие интерпретационные нюансы в науке и в целом в любой профессии. Огромный плюс нашего образования – его доступность и преемственность. Бесплатно и без гранта в Европе можно учиться только в Скандинавии и Германии.
Европейские институты строятся на кратно менее фундаментальном общем знании о мире как требованию для начала обучения, но они дают больше конкретных навыков – например, в России практически не учат “академическому письму”, которое критично важно для того, чтобы пройти конкурсный отбор на программу в Европе или пройти все этапы рецензирования для публикации статьи в рейтинговом мировом журнале с индексом цитирования в мире. У нас большинство студентов не знает, как писать о себе – своих достижениях и том, почему именно вас надо принять на какую-либо программу, нас не учат говорить о том, что мы умеем делать хорошо и чем конкретно Вы выделяетесь из толпы в позитивном плане. Этот навык принципиально важен для написания мотивационных писем для участия в образовательных и научно-исследовательскихо программах и в дальшейшем — оформления своих научных работ. Этому пришлось учиться на опыте своих ошибок. Аналогично в сфере переговоров, журналистики, медиаторства и других.
Помимо академических аспектов, европейские университеты иначе строят образовательный процесс в целом. Нет больших семестров, большинство курсов – модульные, длятся от 2 недель до 3 месяцев. Курсы, которые идут по 5-6 лет – уникальны и редки, это считается неэффективным. Большие зимние рождественские и новогодние каникулы – сдав письменный экзамен в конце ноября, например, в Будапеште студенты свободны до середины февраля.
Это колоссальная возможность для путешествий по Европе и знакомства с ней. Очень распространена академическая мобильность – система грантов для поездок для обучения и на единичный уникальный курс, который преподается в каком-либо университете, и на академические программы для проведения исследований. Можно проходить курсы не только в своем университете, но и в других вузах, это многократно расширяет и профессиональный, и культурный кругозор. И конечно, общая атмосфера большей раскованности при взаимном уважении между преподавателями и студентами, практического отсутствия коррупции в университете. Интересный момент – возрастной критерий и отсутствие мнения о том, когда можно учиться и к какому возрасту нужно иметь диплом. Большинство школьников делают перерыв после окончания обучения и могут несколько лет просто ездить по Европе, смотреть мир и приходить к пониманию того, что хочется изучать и куда поступать. В итоге на курсе могут оказаться вместе студенты 18, 20 и 30 лет, и это совершенно нормально и дает очень интересный обмен знаний, эмоций и ощущений жизни.
Психологический момент – в европейских вузах делают ставку не на посещаемость и “отсидку часов”, а на интерес и участие в процессе обучения. Первые недели лекторы “рекламируют” себя и свои курсы, ведут открытые лекции и занятия, в том числе в лабораториях, чтобы студенты могли сначала посмотреть и оценить, нужно ли выбирать этот конкретный курс у конкретного преподавателя. Это создает определенную конкуренцию, но и повышает стремление преподавателя всегда идти вперед и развиваться самому. В России эту систему на практике осуществляет Высшая Школа Экономики на базе международного опыта.
Минусы европейской системы образования – отсутствие обширной базы знаний, сложно перекидывать мостики в другие дисциплины, и конечно, острый финансовый вопрос.
Как повлияло на Вашу жизнь получение музыкального образования? Было ли желание связать с этим будущее или занятия были скорее для «души»?
Наталия: Я окончила музыкальную школу имени Иванова-Крамского в Москве, где работает моя мама. Профессионально музыкой заниматься желания не было, но хотелось сделать это своим хобби.
Музыка дает открытие иного мира в своем сознании и душе. Человек начинает «звучать» и учится «слышать». Музыка «обволакивает» вас, учит слышать фальшь и гениальность. Обучение в музыкальной школе дает также осознанность восприятия любого вида искусства.
Кроме того, это важно для дисциплины самого себя: если научиться заставлять себя часами играть гаммы или учить обращение трезвучий, то этот навык будет автоматически переноситься и на другие сферы вашей жизни.
Вы также занимаетесь бальными танцами. Какие качества Вам помог развить данный вид спорта?
Наталия: Прежде всего – дисциплину, координацию движений и распределение времени, умение успевать. Именно бальным направлением я начала заниматься довольно поздно по современным меркам – в 16 лет в институтской студии. Мы учились на основном курсе бакалавриата с 9 до 16, потом были занятия танцами с 16-30 до 21 часа, потом домой и готовиться к следующему дню. Нагрузка была колоссальная, и это очень быстро учило уметь успеть все. Это также стимулирует работу рационального начала – надо уметь быстро воспринимать новую информацию и стараться ее применить. Кроме того, участие в соревнованиях по спортивным бальным танцам учит работать в условиях конкуренции, зачастую – очень жесткой. Это учит падать, вставать и идти дальше, несмотря ни на что, во всех смыслах. Это учит бороться, достойно выигрывать и уметь проиграть, а также – встать и вернуться после “разгрома”.
Более того, это учит видеть неперспективное и уметь отказаться от неработающих моментов. А также простым навыкам – быстро собраться в дорогу, быть легким на подъем и быть открытым для путешествий. Это учит «не болеть», так как через неделю у тебя чемпионат. После 30 я стала заниматься «социальным» направлением танцев – это учит умению «слышать» и чувствовать других людей на более глубоком уровне, практически инстинктивно находить способы комфортного общения. Именно такое импровизационное направление позволяет найти варианты внутреннего раскрепощения, преодоления своих барьеров и комплексов и на этом фоне – как ни странно — выделения главного.
На чем в данный момент сосредоточена Ваша деятельность?
Наталия: Я продолжаю заниматься научными исследованиями в своей области. Одно из новых направлений (в рамках «старого») – исследования мира (PeaceResearch) и вопросы деятельности послов мира. Для России это новое направление, хотя оно существует уже много лет в Европе. Сейчас я готовлю две большие работы на английском языке : мою книгу по вопросам безопасности в странах Африки, и совместную работу по проблематике новых угроз безопасности в современном мире, где участвуют 10 человек из разных стран мира. Я пишу исследования по вопросам распада государства в Сомали, морского пиратства, политического устройства и процессов в странах Востока, проблематике международной безопасности.
Я также являюсь членом международной научной коллегии европейского журнала по безопасности – Central European Journal for International Security Studies, а также я вхожу в международную коллегию рецензентов издательского дома SAGEи это тоже важное направление в рамках научной работы. Журнал – это форум, где могут быть представлены новые идеи, новые проблемы для изучения, это место дискуссии и в итоге – поиска истины. Отдельно я также сотрудничаю с Метрополитен Университетом Праги, где я работаю с дипломными работами и диссертациями – я являюсь так называемым “внешним”, или международным, рецензентом: защита в Праге не может состояться, если работу, представленную к защите, оценили только научный руководитель и один рецензент. Обязательно должно быть мнение из другой страны. Это необычная практика, в России я пока не встречала такого.
Каким Вы видите свое будущее через 5 лет? Возможно, есть какое-либо хобби, которому хотелось бы посвятить время?
Наталия: В моей жизни случается так, что заранее загадывать практически бесполезно, реальность всегда поменяет любые планы. В профессиональном плане мне бы хотелось завершить работу над книгами, провести Лагерь Мира (PeaceCamp) в России, продолжать исследовать и учиться новому, сохраняя опыт, накопленный к этому моменту. В плане хобби – любимые хобби всегда со мной, а новые – впереди.
Наталия, спасибо за чудесное интервью! Желаем Вам творческого вдохновения и успеха!